В Госдуму в четверг внесен законопроект, отменяющий пожизненный запрет избираться осужденным за тяжкие преступления.
Если мы будем перечислять все преступления, которые считаются тяжкими, то мы обнаружим, что все они обладают «повышенной степенью общественной опасности
Авторами поправок выступили единороссы во главе с председателем думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимиром Плигиным, сообщили ИТАР-ТАСС в аппарате нижней палаты.
Согласно поправкам, осужденные когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, за исключением случаев, когда в соответствии с новым уголовным законом эти деяния не признаются тяжкими преступлениями, не смогут баллотироваться в течение 10 лет со дня снятия или погашения судимости. Для осужденных за совершение особо тяжких преступлений этот срок составит 15 лет.
Ограничение пассивного избирательного права «прекращается с момента вступления в силу уголовного закона, которым деяние не признается тяжким и особо тяжким преступлением, вне зависимости от снятия или погашения судимости у гражданина», говорится в проекте закона.
В пояснительной записке авторы, среди которых зампред профильного комитета Дмитрий Вяткин и член комитета, полпред Госдумы в Верховном, Высшем арбитражном суде и Генпрокуратуре Владимир Поневежский, обращают внимание на позицию Конституционного суда, согласно которой «правовая демократия требует надежно защитить ее от злоупотреблений и криминализации публичной власти, легитимность которой во многом основывается на доверии общества». «Исходя из этого, запрет занимать выборные публичные должности для лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, преследует конституционно значимые цели», – пишут разработчики.
Как писала газета ВЗГЛЯД, Конституционный суд 10 октября отменил поправку в действующий закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», которую парламентарии во главе с тем же Плигиным внесли в мае прошлого года. Поправка, по сути, пожизненно лишала права баллотироваться осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления. Но КС постановил, что осужденные не могут навсегда лишаться пассивного избирательного права.
Как отметила в четверг газета «Коммерсантъ», конституционные судьи велели сохранить «продолжительные сроки ограничения пассивного избирательного права в исключительных случаях за отдельные тяжкие и особо тяжкие преступления, исходя из повышенной степени их общественной опасности». Авторы же поправки сочли, что узаконить поражение в праве следует по всем без исключения видам преступлений, которые УК относит к тяжким или особо тяжким.
Один из авторов поправки Дмитрий Вяткин пояснил, что все преступления такого рода опасны для общества. «Убийство при отягчающих обстоятельствах, простое убийство, хищение в особо крупных размерах, неуплата налогов в особо крупных размерах, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков... Если мы будем перечислять все преступления, которые считаются тяжкими, то мы обнаружим, что все они обладают «повышенной степенью общественной опасности», – заявил Дмитрий Вяткин газете ВЗГЛЯД.
По словам Вяткина, факторов, влияющих на срок лишения пассивного избирательного права, остается достаточно много, срок поражения в каждом случае будет разным.
«Ограничение будет носить дифференцированный характер, в том числе в зависимости от срока судимости. Если мы почитаем УК, то увидим, что сроки судимости разные, для тяжких – это восемь лет, для особо тяжких – 10. Но при условном осуждении срок судимости совпадает с испытательным сроком, она может быть снята судом. Перечень оснований для досрочного снятия судимости установлен в уголовном законодательстве», – пояснил депутат.
В зависимости от тяжести совершенного преступления, в зависимости от санкций, которые применяются, условного или реального срока, в зависимости от УДО, по словам соавтора поправки, и будет дифференцирован срок ограничения пассивного избирательного права – он не будет одинаковым для каждого человека, совершившего тяжкое или особо тяжкое преступление.
«Мы установили процессуальную гарантию – если законом деяние больше не признается тяжким или особо тяжким, то с момента вступления такого закона в силу вне зависимости от погашения или снятия судимости гражданин вновь обретает пассивное избирательное право. Также если преступление было переквалифицировано из особо тяжкого в тяжкое, уменьшается и срок лишения пассивного избирательного права. По нашему мнению, это полностью соответствует постановлению Конституционного суда», – добавил Вяткин.
Эксперты газеты ВЗГЛЯД скептически оценили решение Конституционного суда.
«Решение КС мне кажется спорным. Потому что тяжкие преступления, связанные с насилием в отношении жизни и здоровья граждан, – это преступления такого характера и значения, которые не позволяют в дальнейшем занимать выборные посты. Ведь они характеризуют тех, кто их совершил, совершенно определенным образом. Я считаю, что, конечно же, должны быть люди, которые так или иначе поражены в правах. И если в отношении них будет действовать лишь временное ограничение – например, 10 лет, – то мы будем наблюдать процесс нового проникновения в парламент и региональные законодательные собрания убийц, насильников, людей, совершивших другие тяжкие преступления против личности», – заявлял ранее газете ВЗГЛЯД политолог Дмитрий Орлов.