Трудные времена для партии «Справедливая Россия», созданной в августе 2006 года, начались еще в прошлом году, когда сначала бессменный лидер справедливороссов Миронов под давлением «Единой России» потерял пост спикера Совета Федерации, а затем, уже накануне парламентских выборов, в Общероссийский народный фронт Владимира Путина вступил один из основателей «СР» Александр Бабаков.
Тем не менее партии Миронова благодаря использованию лозунгов несистемной оппозиции удалось набрать на выборах в Государственную думу 13,24% голосов и занять 64 кресла в парламенте (третья по численности фракция).
Плодами победы экс-спикер Совета Федерации воспользоваться не поспешил, так и не заняв никакой определенной позиции ни в отношении пересмотра итогов выборов, ни в отношении массовых акций протеста, случившихся сразу после подведения итогов голосования.
Хедлайнеры «Справедливой России», впрочем, уже в декабре решились на собственную игру. Так, Геннадий Гудков*, один из членов бюро президиума центрального совета партии, вместе с депутатом Ильей Пономаревым были довольно быстро интегрированы в оргкомитет протестных митингов, а Оксана Дмитриева, самый популярный среди справедливороссов политик, была замечена на встрече новоприбывшего посла США Майкла Макфола с представителями российской оппозиции.
Давний конфликт между Дмитриевой и Мироновым обострился во время выдвижения кандидата в президенты от партии: только благодаря аппаратным интригам лидеру «Справедливой России» удалось отстоять сомнительную привилегию идти на президентские выборы в роли заведомого аутсайдера.
Низкий результат Миронова может быть одним из ключевых сюжетов «перехвата» партии: обсуждение планов по созданию «массовой социал-демократической партии» на базе «Справедливой России» между Геннадием Гудковым и Владимиром Рыжковым, являющимся одним из организаторов шествия 4 ноября, в среду стало достоянием гласности.
Эта «утечка» частных переговоров в Сеть – не первая: ранее «прослушки» телефонных переговоров одного из лидеров незарегистрированной партии «Парнас» Бориса Немцова публиковал портал LifeNews. Правда, к новому «сливу» издание, по словам главного редактора LifeNews Ашота Габрелянова, отношения не имеет.
Несмотря на то что запись и публикация разговора Рыжкова и Гудкова ни с моральной, ни с юридической стороны не могут считаться нормальными, содержание их беседы любопытно, во-первых, идеей отстранения Сергея Миронова от руководства «Справедливой России» (Гудков: «Кому-то в конечном итоге надо будет взять эту партию, возглавить, это я уверяю, и сформировать нормальную, массовую социал-демократическую партию. По нормальному, по европейскому образцу, вот что нужно сделать. А Миронов – это просто игра, он умеет говорить, он научился за эти годы. Но я-то его хорошо знаю, мои выступления, моя программа»), а во-вторых, предложением хоть как-то ограничить влияние Алексея Навального на столичную протестную активность (Рыжков: «Если мы, пять политиков, утрамбуем Серегу Пархоменко, то он возьмет на себя Навального, чтобы он нас не переиграл <...> если вдруг успеют предупредить Быкова и Парфенова, Навальный уже не сможет переиграть»).
Напомним, что о последнем накануне митинга на проспекте Сахарова беседовали Борис Немцов и Гарри Каспаров.
Участники встречи, разумеется, отрицают, что представленное видео соответствует действительности.
«В принципе, это попытка рассорить. Ничего такого мы с Гудковым не обсуждали, ничего такого не решали, просто был обмен мнениями. Я с ним старый товарищ, друг, много лет мы с ним дружим еще по Думе. Это попытка замутить воду, попытка в очередной раз кого-то с кем-то столкнуть. Скажу, что ничего у них не выйдет, пусть даже не пытаются», – попытался оправдаться Владимир Рыжков, заявление которого цитирует РИА «Новости».
В свою очередь Гудков в эфире «Русской службы новостей» заявил, что часть разговора, запечатленного на видео, сфальсифицирована. «Мы совершенно точно не касались вопросов смещения Миронова. Это все из области научной фантастики. Все, что касается каких-то внутренних вопросов в партии, это все склеено. Идет одна часть фразы, а потом добавляется вторая, чтобы создать впечатление того, что Гудков готовит заговор».
С возможностью монтажа согласен и генеральный директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, который в интервью газете ВЗГЛЯД заявил о том, что «на записи ничего не понятно, очень плохое качество, но уголовное дело заводить необходимо». «Такие вещи вообще нужно игнорировать, а людей, которые являются исполнителями, найти и осудить по закону», – отметил Минченко.
Точку зрения Минченко поддержала член центрального совета и исполкома «Левого Фронта» Дарья Митина, в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД пояснившая, что «крайне негативно относится к подобным публикациям: ко всем частным беседам нужно подходить с долей критики».
Однако Митина отметила, что тучи над Сергеем Мироновым действительно сгущались давно и со «Справедливой Россией» может в ближайшее время случиться что угодно. «Миронов обладает крайне низким рейтингом в партии. Но Геннадий Гудков в конфликте вокруг выдвижения кандидатуры на пост президента, когда шла борьба между Мироновым и Дмитриевой, сыграл за лидера партии».
«Сам Гудков, – продолжает Митина, – политически принадлежит «левому» крылу «СР», и в свое время Геннадий Зюганов называл его одним из возможных членов коалиционного правительства. То есть у Гудкова есть пространство для маневра, однако проблема не в этом. Проблема в том, что у «Справедливой России нет корней, истории, бэкграунда, поэтому сама партия и члены партии могут вступать в любые коалиции».
«СР» слишком прокремлевская, ее могут распустить по свистку, так что как только партия станет не мироновской, это будет другая партия. А что касается беседы двух политиков, то здесь просто разговор в стиле: «Хорошо бы, хорошо бы нам слона поймать большого», – подвела итог Митина.
Политолог Павел Данилин полагает, что «Рыжкову и Гудкову проще создавать свою организацию, потому что упрощаются правила регистрации партий».
«Внутри «Справедливой России» им ничего не светит. Гудкова – если он будет продолжать в том же духе – исключат из фракции. Теоретически он сам, его сын Дмитрий, Илья Пономарев* и Оксана Дмитриева могут стать костяком новой партии, но я не вижу у этой организации перспектив», – пояснил Данилин.
Философ Андрей Ашкеров в свою очередь полагает, что процесс, частью которого являются переговоры Рыжкова и Гудкова, на самом деле куда серьезней и касается не столько партийной структуры как таковой, сколько попытки возвращения «старых элит».
«В оппозиции – независимо от партпринадлежности – будет побеждать старая гвардия, а внутри старой гвардии – старые выдвиженцы, несостоявшиеся преемники. Немцов был несостоявшимся преемником Ельцина, Рыжков – выдвиженцем Черномырдина, Гудков выступает наследником старого Верховного совета, то есть политической системы до 1993 года, и т. д. Все они – и каждый по-своему – будут составлять серьёзную конкуренцию новым лидерам, прежде всего Навальному», – предположил Ашкеров.
Что касается ответственности за нарушение УК, то пока дело не возбуждено. В МВД газете ВЗГЛЯД рассказали, что обязаны будут провести проверку, но только после того, как поступит заявление от пострадавшей стороны. Пока нет информации о том, что кто-то из участников этого разговора обратился в правоохранительные органы с заявлением. В Генпрокуратуре подтвердили слова полицейских: заявление с просьбой провести проверку по факту прослушки ни от кого не поступало.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом