Заседание комитета по безопасности давно не проходило при таком аншлаге. На Охотный ряд в четверг приехали двое руководителей МВД: замглавы ведомства Сергей Булавинов, который в прошлом году и курировал подготовку законопроекта, и директор ФМС Константин Ромодановский.
Президент вам поручил еще в декабре построить все спецприемники, но их пока только три. Я готов поставить мандат против погон
Уже в начале заседания и руководители МВД, и глава самого комитета Владимир Васильев подчеркнули, что все изменения в президентском законе уже согласованы, одобрены в правительстве и Кремле. Предполагалось, что комитет без особых споров утвердит представленную «таблицу поправок». Однако депутату Александру Хинштейну из «Единой России» и зампреду комитета Геннадию Гудкову из «Справедливой России» все же удалось провести в проект ряд своих изменений.
Считаные принятые
Число принципиальных поправок, которые были рекомендованы еще до заседания, можно было пересчитать по пальцам.
Так, из законопроекта исчезла норма, устанавливающая презумпцию законности требований полицейского. Эта норма вызвала множество отрицательных откликов во время обсуждения закона в Интернете и в Госдуме. Критики опасались, что сотрудник МВД априори будет прав в любом споре с гражданином, что открыло бы дорогу многочисленным злоупотреблениям.
#{image=435605}Также депутаты согласились с тем, что доработки требует и пункт, разрешающий полиции беспрепятственно проникать в жилище. Ряд депутатов настаивали на том, что полицейский может проникать на территорию частной собственности только с разрешения хозяев. Однако никаких конкретных предложений на замену на заседании не прозвучало, поэтому трудно сказать, будет ли утверждена эта поправка во время второго чтения на пленарном заседании Госдумы.
Среди отклоненных поправок оказался и запрет на участие в налоговых проверках. В итоге полицейские смогут, как и предусмотрено первоначальным проектом, запрашивать у «кредитных организаций» «справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность». Для таких запросов достаточно простых подозрений о том, что в данной организации совершается налоговое преступление. По мнению многих парламентариев, оставшихся, однако, в меньшинстве, такие проверки не имеют ничего общего с «пресечением налоговых преступлений» и могут привести к заказным утечкам информации и рейдерским захватам предприятий.
«В МВД объясняют – если лишить их права проверять юридические документы фирм и предприятий, запрашивать банковскую информацию, у них не останется инструментов для проведения расследования. Хотя на самом деле это не так. Но переубедить депутатов мы уже не смогли», – заявил газете ВЗГЛЯД Гудков.
Осталось в силе и право МВД вести вневедомственную охрану на коммерческой основе. В эту статью комитет внес лишь стилистические поправки, а представители МВД на все возражения ответили тем, что сами граждане заинтересованы в милицейской охране.
Однако комитет все же решил запретить полицейским выдавать разрешения на установку автомобильных мигалок и «квакалок». Как и предусмотрено было первоначальным вариантом закона, полицейские по-прежнему будут заниматься обеспечением безопасности дорожного движения, техосмотром (но это только до 1 января следующего года) и экзаменовать будущих водителей.
Также, как и предполагалось, сотрудники МВД смогут по-прежнему выдавать лицензии и на приобретение оружия и патронов, а также разрешения на его ношение, однако правоохранители не должны проверять умение граждан обращаться с огнестрельным, охотничьим, пневматическим или газовым оружием.
Гастарбайтеры – неподвластны
Еще одно изменение касалось права полиции участвовать в контроле за миграционным учетом граждан. Первоначальный проект наделял полицию правом наравне с сотрудниками ФМС осуществлять миграционный контроль, но группа депутатов во главе с Хинштейном и Гудковым настаивала на том, чтобы сотрудники полиции могли лишь привлекаться к миграционным проверкам, но все решения должны принимать сотрудники службы.
Депутатов, как ни странно, поддержал глава ФМС Константин Ромодановский. Он заявил, что полицейские просто не могут знать, чем отличаются режимы пребывания в России граждан различных стран Евросоюза.
«У нас 18 режимов пребывания в России, наши сотрудники, чтобы их знать, проходят постоянную переаттестацию», – объяснил Ромодановский депутатам. В результате поправку одобрили, ФМС станет единственным органом, проверяющим иностранцев.
#{smallinfographicleft=368883}С большими трениями проходило обсуждение поправки по поводу «спецучреждений для иностранцев». Согласно еще год назад принятому закону о спецприемниках, в России к 1 января этого года должны быть построены «распределители» для иностранных нелегалов, из них реально готовы лишь три. Между тем авторы законопроекта о полиции исходили из того, что спецучреждения уже реально построены и нелегалы должны содержаться только там. Получалось бы, что с принятием нынешнего закона подлежащие выдворению иностранцы «зависнут в воздухе». Булавин убеждал парламентариев, что поручение президента выполнят в срок, и предлагал не трогать данный пункт проекта.
«Президент вам поручил еще в декабре построить все спецприемники, но их пока только три. Я готов поставить мандат против погон», – предложил ему на спор Хинштейн. В результате депутаты все же приняли оговорку о том, что нелегалы будут дожидаться своей депортации в обычных СИЗО – до того как МВД не построит все спецприемники.
В числе отклоненных оказались почти две трети предложенных депутатами поправок – в том числе и о переименовании органа. Как объяснил еще в начале заседания глава комитета Владимир Васильев, «милицию милицией уже никто не называет, все говорят «менты». По его мнению, даже такая – пусть и затратная – мера, как переименование, поможет хоть в какой-то мере изменить отношение общества к этому органу.
Напомним, законопроект о полиции был внесен в Госдуму 27 октября после продолжительного обсуждения в Интернете. Предварительная версия проекта была крайне критически воспринята как многими рядовыми россиянами, так и депутатами Госдумы, в том числе и от правящей партии.
10 декабря законопроект Госдума приняла в первом чтении. Представлять документ на Охотный ряд приехал лично глава МВД Рашид Нургалиев. Он больше часа убеждал депутатов в том, что переименование милиции в полицию – это не простая смена вывески, а глубокое преобразование МВД, в том числе и кадровое.