Хиллари Клинтон решила сделать передышку в своей затянувшейся внутрипартийной перепалке с Бараком Обамой и вступила в дистанционную дискуссию с фаворитом республиканцев – Джоном Маккейном. Благо сейчас 71-летний сенатор от Аризоны отдыхает от борьбы с конкурентами и усиленно работает на электорат: пытается донести до американцев суть своей политической программы, немало пунктов которой отведено внешней политике.
Вместо России Маккейн предлагает принять в G8 Индию и Бразилию, благо в этих странах уже существует «дозревшая демократия
В частности, Маккейн уже неоднократно обещал избирателям, что будет добиваться исключения России из «Большой восьмерки».
В среду бывшая первая леди и один из фаворитов партии «ослов» заочно ответила бывшему военному летчику. Клинтон призывает отказаться от призывов исключить Россию из G8 и найти «другой подход к Москве». По ее словам, на данный момент накоплено уже так много нерешенных проблем, что после исключения России из G8 их не убавится.
В заявлении Клинтон говорится, что «есть только один способ разобраться с насущными вопросами – встретиться лицом к лицу с новыми лидерами России, чтобы они услышали одинаковые послания от Америки и ее ближайших союзников».
Заявив, что пока США «не выработали такую стратегию, которая защищала бы их ценности и интересы при серьезном взаимодействии с Россией по длинному списку расхождений», кандидат в президенты США пообещала в случае своего прихода к власти реализовать «новый подход» на российском направлении.
«Я выработаю новый подход к России, который защитит как наши ценности, так и интересы», – резюмировала госпожа Клинтон.
Что характерно, в заявлении сенатора не упоминаются авторы призывов об исключении России из «Большой восьмерки». Впрочем, этот автор уже хорошо известен не только в США, но и за их пределами.
Тем более, на прошлой неделе Джон Маккейн повторил свой любимый тезис. 26 марта он заявил, что надо «противостоять опасностям, вызванным реваншистской Россией», поэтому состав «восьмерки» следует изменить.
«Мы должны начать с того, чтобы гарантировать, что «Большая восьмерка» – группа 8 высокоиндустриализированных стран – снова станет клубом ведущих рыночных демократий», – заявил Маккейн, выступая с программной предвыборной внешнеполитической речью в Совете по международным отношениям в Лос-Анджелесе.
В своем спиче кандидат в президенты США призвал в ответ на действия России укреплять солидарность НАТО. «Вместо того чтобы мириться с ядерным шантажом или компьютерными нападениями России, западные государства должны ясно заявить, что солидарность НАТО – от Балтийского до Черного моря – остается неделимой и что двери этой организации остаются открытыми для всех демократий, приверженных защите свободы», – сказал Маккейн.
Вместо России Маккейн предлагает принять в G8 Индию и Бразилию. По его мнению, в этих странах существует «дозревшая демократия».
Таким образом, сенатор от Аризоны подтвердил, что не изменяет своим взглядам в течение многих лет. Подчас, эти взгляды кажутся партии «слонов» чересчур оригинальными. Именно по этой причине некоторые влиятельные фигуры в республиканской элите относятся к Маккейну весьма настороженно.
Когда стало очевидно, что именно Маккейн будет представлять республиканцев на президентских выборах осенью, далеко не все «слоны» отнеслись к этой идее с восторгом. Многие не разделяют радикальных взглядов 71-летнего сенатора. Это означает, что фигура вице-президента в какой-то степени должна уравновесить взгляды Маккейна, от которых он явно не откажется. Характер не позволит.
Еще в ноябре 2003 года Маккейн на пару с сенатором Джо Либерманом (он сопровождал Маккейна в недавнем ближневосточном турне) подготовил проект обращения сената к Джорджу Бушу, в котором говорилось, что Россию пора исключить из элитарного клуба мировых держав.
Тем не менее Маккейн принадлежит к весьма влиятельным силам республиканцев, а его взгляды в «отвлеченном ключе геополитических комбинаций», по мнению замдиректора Московского центра Карнеги Дмитрия Тренина, во многом продиктованы личным опытом. Эксперт не сбрасывает со счетов и прошлое Макеейна – сенатор провел несколько лет во вьетнамском плену.
«Возможно, он тогда получил какой-то опыт общения не только с вьетнамцами, но и с их тогдашними «старшими братьями», – предположил Дмитрий Тренин в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД.
Идею исключить Россию из G8 эксперт объясняет тем, что и в Республиканской, и в Демократической партии есть группы, которые к российской политической системе и внешнеполитическим шагам относятся традиционно негативно.
«Если у демократов, придерживающихся такой ориентации, на первом плане находится проблематика демократии, то у республиканцев, которые относятся к России, мягко говоря, с подозрением и скептицизмом, на первом плане стоят внешнеполитические акции Москвы», – пояснил господин Тренин.
Впрочем, у Маккейна много претензий не только к России, но и к самим американцам. В среду, посещая военно-морскую академию в Аннаполисе, которую он в свое время окончил, кандидат в президенты заявил, что слишком многие американцы циничны по отношению к своей стране.