Глава Пентагона Роберт Гейтс призвал своего российского коллегу Анатолия Сердюкова «присоединиться к оборонным мероприятиям в качестве партнера».
Пентагон намерен предложить российским экспертам проинспектировать объекты ПРО на стадии строительства
Специально для решения этого вопроса Гейтс в понедельник прибыл с визитом в Москву. Тема, которая так волнует американское военное ведомство, была известна загодя. Речь идет о размещении американских систем ПРО в странах Восточной Европы – Чехии и Польше.
Еще находясь в Вашингтоне, Гейтс дал понять, что, кроме «европейского вопроса», его ведомство рассматривает возможность совместной работы российских и американских противоракетных систем. «В потенциале мы можем работать вместе в области новых технологий, делиться информацией о раннем оповещении, улучшать возможности наших вооруженных сил для проведения совместных операций по ПРО во время миротворческих и других совместных военных операций», – уточнил Гейтс.
Однако это желание главы Пентагона рискует остаться несбывшейся мечтой. Еще на прошлой неделе первый вице-премьер правительства России Сергей Иванов, находясь в Екатеринбурге, заявил, что нет никаких оснований говорить о возможном сотрудничестве России и США в области стратегической системы ПРО.
«Мы считаем, что сама эта система – стратегическая система ПРО – носит, как бы это помягче выразиться, несколько химерический характер, – сказал Иванов. – И, кроме того, на такую систему всегда можно найти куда более дешевый и более продуктивный контраргумент».
В вопросах, касающихся размещения систем ПРО в Европе, господин Гейтс оказался более обстоятелен. Глава американского Минобороны пытался убедить российского коллегу в том, что ПРО в Чехии и Польше не будет представлять опасности для России. В качестве подтверждения глава Пентагона намерен предложить российским экспертам проинспектировать объекты на стадии строительства, а также пригласить к сотрудничеству в области обмена информацией.
В очередной раз Гейтс попытался убедить российских военных в том, что установка противоракетных систем в Европе не будет являться символом угрозы для России со стороны Запада. «Система ПРО, которую мы планируем развивать в Европе, не направлена против России или какой-либо определенной страны. Она направлена против потенциальных агрессоров на Ближнем Востоке и в Азии, чьи лидеры могут использовать баллистические ракеты, чтобы шантажировать Европу и США и вызвать хаос», – попытался успокоить Гейтс.
Министр обороны Сердюков на это предложение ответил весьма дипломатично, однако дал понять американскому коллеге, что позиция российского МО по вопросу европейской ПРО не изменилась. «Мы считаем, что система стратегической ПРО – серьезный дестабилизирующий фактор, способный оказать существенное влияние на региональную и глобальную безопасность», – ответил Сердюков.
Российские эксперты считают, что Гейтс прилетел не для того, чтобы в один момент решить все вопросы, связанные с ПРО. Так, директор Института стратегической стабильности Виктор Михайлов считает, что у России нет достаточного удельного веса в этой тематике.
«Вряд ли Россия сможет отстоять свою позицию по ПРО в Европе. Чехия и Польша – независимые государства, которые примут решение, не опираясь на мнение России. Гейтс же приехал для того, чтобы понять настроения российского руководства относительно этого вопроса. Пентагону нужно знать, в каком тоне дальше разговаривать с Россией о противоракетной безопасности», – сказал Михайлов корреспонденту газеты ВЗГЛЯД.