Юлия Латынина* в очередном выпуске своей передачи «Код доступа» на «Эхе Москвы» посреди своих как всегда искрометных и парадоксальных рассуждений и заявлений сделала и вот такое.
Ни одна другая спецслужба не была так близка – во всех смыслах – к Черчиллю лично
Мол, во время опиумных войн, будучи бессильными противостоять высокопрофессиональным англичанам («...англичане все время били китайские войска, причем соотношение сил было такое, что на одного англичанина приходились тысяча китайцев или сто монголов»), китайцы в лице чиновника Ван Фана якобы вспомнили и применили эдакое хитрое средство.
Они пустили по течению реки в сторону англичан горшки с женской мочой и за ней, как за стеной, поплыли на врага сами. Кончилось, понятное дело, плачевно.
И вот дальше Ю. Латынина произнесла особо развеселившую меня (в силу моих личных интересов) фразу:
«...Вся (эта) история меня заставила переоценить мое трепетное отношение к «Искусству войны» Сунь-цзы. И я подумала, что, возможно, европейцы, которые никогда не считали, что война состоит из обмана, а всегда считали, что война состоит из прямого применения силы... они были, в общем, как выясняется, иногда мудрее китайцев».
Английская служба дезинформации времен Второй мировой войны – London Controlling Section (оцените название, которое уже само по себе лживо, поскольку должно дезинформировать любого интересующегося) – располагалась в бункере под Уайтхоллом прямо за стеной кабинета, в котором проводились заседания военного кабинета (британского аналога нашей СВГК).
То есть ни одна другая спецслужба не была так близка – во всех смыслах – к Черчиллю лично и к верховному командованию, как эта «обманывающая» спецслужба (и действительно, историки считают LCS самой влиятельной и самой засекреченной союзнической спецслужбой времен Второй мировой войны).
То, что в Африке штабисты Роммеля наносили на свои карты дислокацию и принимали в расчет людскую и огневую мощь несколько большего числа пехотных и танковых дивизий, чем на самом деле имелось у противника, – это заслуга LCS.
Ведь она не просто в эфире и в почтовой переписке досконально и полностью имитировала трафик, свойственный линиям связи дивизионных штабов, но еще к тому же и не ленилась возить-таскать туда-сюда и расставлять в пустыне надувные и деревянные макеты танков, самоходок и прочего дивизионного скарба, очень фотогенично смотревшегося на снимках немецкой аэрофотосъемки.
Труп офицера британских ВМС с пристегнутым к запястью портфелем, полным «совершенно секретных» штабных карт, «выбросила волной» на испанский (оцените хитрость) берег «с потонувшей британской подлодки» тоже LCS.
То, что немецкие войска ждали высадки союзников 6 июня 1944 года в совсем другой точке французского атлантического побережья и не сдвинулись с места, даже когда высадка началась (немцы посчитали, что это отвлекающий маневр союзников), а в результате союзники на пяти пляжах из шести высаживались при практически полном отсутствии противника, – заслуга исключительно и именно LCS.
Осуществление этой крупнейшей дезинформационной операции в истории человечества длилось почти год, в ней были задействованы сотни агентов на пяти континентах, и специально для нее даже были написаны в LCS не совсем правдивые тексты, с которыми потом время от времени выступали на публику Рузвельт, Черчилль и Сталин. И немцы – повелись...
А сколько еще интереснейших выдумок у них было! Правда, от некоторых все-таки отказывались ввиду их уже совершенной балаганщины. Но читать о них все равно предельно увлекательно (одна из самых подробных книг написана отставным американским заместителем министра ВС Таддеушем Холтом и так и называется – «Обманщики» (The Deceivers)).
А вот у американцев, тут Латынина права (но только отчасти, поскольку американцы все-таки не совсем европейцы), на момент начала войны ничего подобного и близко не было. Но англичане и их своему «честному военному» искусству научили.
Причем даже учить принялись и то обманным способом: тогда Штаты в войну еще не вступили и у них еще был в силе категорически запрещавший любые такие контакты закон о нейтралитете.
И не кто-нибудь, а сам командор (капитан второго ранга) Ян Флеминг, тогда еще личный помощник начальника британской военно-морской разведки, специально съездил в Вашингтон и там тайно ото всех, от руки и прямо из головы, то есть без всяких справочников и даже без машинистки, настолько это было секретно, написал и передал Доновану все уставные документы, положения и уставы для готовившейся разведывательной и дезинформационной службы (из нее и выросло в конце концов нынешнее ЦРУ).
Назвать эту службу в Штатах тоже попытались специально от фонаря и без смысла, но поскольку по части обмана американцы еще делали только первые робкие шаги, а Ян Флеминг уже уехал обратно в Лондон решать следующие не менее феноменальные задачи, то получилось у них менее изощренно, чем у «честных вояк» британцев: Joint Security Control (что уже явно намекает на круг интересов, в отличие от London Controlling Section).
Показательно, кстати, что на протяжении войны всем документам JSC присваивался гриф «Секретно» и только в 1945 году им стали присваивать гриф «Совершенно секретно». Как очень элегантно выразились архивариусы в одной из аннотаций к этим документам в National Archives (College Park, Maryland; перевод мой):
«Переход к более высокой степени секретности именно в 1945 году подчеркивает совершенно особую деликатность, присущую ведению дезинформации во времена, когда грозные законы войны уже не довлеют над нами».
Если кто знаком вдруг – не в службу, а в дружбу – передайте при случае Латыниной.
Источник: Блог Александра Багаева
* Признан(а) в РФ иностранным агентом