Челябинский метеорит стал не только астрономическим, но, что важнее, социальным явлением, значимость которого еще только осознается, но уже сегодня можно обратить внимание на несколько ключевых моментов.
То, что считалось либерализмом в 1990-е, и то, что считается либерализмом сейчас, две химеры, не выдержали столкновения с очевидностью
Впервые за долгие месяцы люди начали обсуждать не вторичные явления, не продукты политтехнологий или чьего-то сознания, а явление первичное, причина которого очевидна, у которого есть смысл, и смысл этот весьма значителен. В информационном вакууме последних месяцев, традиционно заполненном всяким мусором, возникло уникальное Событие, смывшее со страниц все вторичное, все отходы псевдоинтеллектуальной человеческой жизнедеятельности. И в этом смысле явление метеорита стало очень хорошим примером того, как легко можно полностью подчинить информационное поле и что для этого нужно сделать. Нужно просто создать Событие. Реальное, актуальное, значительное, несущее смысл, дающее простор для человеческой мысли. И тогда весь «актуальный» контент, производимый одними и теми же фамилиями и кличками, просто перестанет существовать.
Также оказалось, что столкновения с этой реальностью, с реальностью событийной, подлинной, не выдерживают квазиполитические ментальные схемы, от удара сразу превращающиеся в шизофрению. Пример Жириновского (метеорит на нас напустила Америка) и Латыниной (метеорит на свой народ напустил из Кремля Путин) это подтверждает со всей обескураживающей очевидностью. То, что считалось либерализмом в 1990-е, и то, что считается либерализмом сейчас, две химеры, не выдержали столкновения с очевидностью, которая была перетолкована в традиционных маргинальных категориях. Результат вызвал к жизни искреннюю жалость к пережившим себя персонажам, сарказм и точную шутку, что надо бы объединить его и ее, чтобы возник гравитационный коллапс и они наконец уничтожили друг друга к великому облегчению окружающих.
Явление небесного тела стало и проверкой на прочность государства и определенной части общества, проявителем и фиксажем реакций. Одни бросились к людям («Вам помочь?», «Кого спасти?»), а другие – к камере («Снять!» «Выложить!» «15 минут славы!»). Метеорит пролетел не только между небом и землей, но между учительницей, спасшей несколько десятков детей, и человекообразным, обученным обращаться с камерой, но так и не научившимся основам человеческой речи и в животном исступлении кричащим матом. Оперативная реакция государственных служб, активная и своевременная помощь пострадавшим показали, насколько наше государство выросло за последние 15 лет, доказало, что горькие уроки терактов и катастроф не прошли даром.
Но смысл произошедшего не только в демонстрации человеческих реакций. Обращаясь к предыдущему опыту, нельзя не обратить внимание и на «промыслительный» (пользуясь религиозной терминологией) смысл произошедшего. Во-первых, метеорит показал хрупкость, эфемерность, незащищенность людей, цивилизации, планеты. Показал, что все житейское благополучие, ощущение незыблемости, зиждущееся на зарплате, квартире, быте и обиходе, свободе ругать по кухням власть и переключать каналы не держится ни на чем и может быть разрушено в одну минуту. Во-вторых, в традиционном общественном сознании Руси и России «знамения небесные» всегда становились поводом к тому, чтобы задуматься о происходящем, о том, что в нашу жизнь вмешивается Кто-то именно потому, что мы сбились с пути. Случайно может пасть корова, сгореть дом, случайно могут потеряться деньги, но оттуда, с Неба, где господствует Бог, ничего не вторгается в нашу жизнь «просто так».
В летописях и хрониках за тысячу лет существования нашего государства отмечено всего около 10 случаев явления небесных тел. Комета в 989 году, комета в 1091 году, комета в 1222 году, комета в 1584 году, метеоритный дождь в Вологде в 1663 году («камение, огнем горящее, падало»), комета в 1770 году, комета в 1811 году. Наконец, Тунгусский метеорит в 1908 году. И чаще всего все было именно так, как сказано в Новгородской Первой летописи: «Знамения ведь на небе ... не к добру бывают, но знамения эти ко злу бывают или войну или голод предвещают». Первая комета предвестила переломный во всей Европе 1000-й год, после второй началась эпоха Крестовых походов, третья явилась предвестницей татарщины (на следующий год случилась трагическая битва на Калке), комета 1584 года унесла жизнь Ивана Грозного (он сам назвал ее «знамением своей смерти») и т.д. Явлением кометы 1811 года и объяснением смысла события заканчивается второй том «Войны и мира»: «При въезде на Арбатскую площадь огромное пространство звездного неба открылось глазам Пьера. Почти в середине этого неба над Пречистенским бульваром, окруженная, обсыпанная со всех сторон звездами, но отличаясь от всех близостью к земле, белым светом и длинным, поднятым кверху хвостом, стояла огромная яркая комета 1812 года, та самая комета, которая предвещала, как говорили, всякие ужасы и конец света...». Что началось в России вскоре после Тунгусского метеорита (и что было до этого), объяснять не надо. Как видим, для каждого столетия – свое знамение. Примечательно, что в этот раз никто не погиб, но невольными прямыми или косвенными участниками событий стали тысячи людей.
Вот и челябинский метеорит – это повод задуматься. Для чего в начале последних столетий Господь посылает нам эти знамения. Очевидно, не для того, чтобы пригрозить и перепугать. Наверное, прежде всего для того, чтобы измениться и вспомнить о Миссии, которая всегда была у России. Миссии Иного пути. Все уже поняли, что прежний путь «цивилизации потребления» никуда не ведет. Значит, России пора, как и прежде, брать на себя ответственность за всех.
Источник: Блог Бориса Якеменко