«Никто раньше не задумывался о том, как мы можем восстановить данные, потерянные в ходе квантовых измерений. С другой стороны, эта проблема связана с тем, как мы можем находить людей, подслушивающих наши квантовые линии связи, и это изучалось нашими коллегами уже довольно долго», – передает РИА «Новости» слова Ади Манна из Технологического института Израиля в Хайфе.
Принцип неопределенности Гейзенберга – фундаментальный закон квантовой механики – ограничивает точность измерения скорости и положения частиц. В соответствии с ним можно или точно измерить положение частицы, или определить, с какой скоростью она движется, что ограничивает точность квантовых замеров и заставляет ученых идти на разные ухищрения при разработке квантовых систем.
К примеру, одной из таких хитростей является прием, который физики называют «сжатием света». Он минимизирует эту неточность и позволяет максимально точно измерить один из двух параметров – его амплитуду или фазу за счет полного незнания второго свойства. И при применении «сжатого света», и при обычных квантовых замерах часть информации, которую несли в себе изучаемые частицы, безвозвратно теряется.
Манн и его коллега Михаэль Ревзен нашли способ восстановить часть этой потерянной информации, изучая то, что происходит с частицами в том случае, когда ученые замеряют их состояние или случайно, не осознавая того, что они проводят замеры, или замеряя иные свойства, которых на самом деле у изучаемой частицы нет.
Как объясняют ученые, любые наблюдения, и осознанные, и случайные, за квантовой системой можно разделить на два компонента – собственно квантовую часть замеров, и классическую часть, выражающуюся в акте записи результатов этих наблюдений при помощи приборов. Ревзен и Манн считают, что классическая часть замеров может содержать в себе часть «потерянной» информации, которую, по их мнению, можно извлечь, если перед замерами «запутать» изучаемую частицу с другой квантовой системой.
Во время наблюдений наблюдатель будет одновременно проводить «слепые» замеры сначала на первой частице, а затем осознанные наблюдения на всей системе в целом, что позволит ему получить некоторое представление о других свойствах частиц, измерявшихся в первой части опытов, даже если он не знает, что именно замерялось и какие результаты были получены.
«Мы пытаемся найти исчерпывающее доказательство того, что при таких замерах мы получаем максимально возможное количество информации, а также найти четкое определение тому, что действительно является «нечитаемым» и «неопределяемым» в квантовых системах. Этот вопрос сегодня является самой непонятной и туманной для нас частью квантовой механики», – заключает Ревзен.
Напомним, 16 августа Китай успешно запустил спутник квантовой связи.
Кроме того, 8 августа в России запустили первую квантовую интернет-сеть.