«Приходится констатировать, что проект, вынесенный сегодня на голосование, был лишен какой-либо правовой и прецедентной основы. Мы неоднократно разъясняли все это коллегам, призывали подумать над альтернативами», - сказал дипломат. По его словам, авторы проекта резолюции «отказались действовать в духе сотрудничества», передает ТАСС.
«Наша позиция о том, что этот шаг является преждевременным, плохо проработанным и юридически несостоятельным, не была услышана», - констатировал Чуркин. По его словам, авторы проекта «отказались действовать в духе сотрудничества, поставили его на голосование, заранее зная, что это не приведет к положительным результатам».
«По-нашему мнению, это указывает на то, что политико-пропагандистские цели для них оказались более важными, чем практические», - отметил дипломат.
Постпред РФ подчеркнул, что авиакатастрофа Boeing под Донецком в июле 2014 года не может квалифицироваться как угроза международному миру и безопасности, а также напомнил, что уничтожение в 2001 году украинскими ВВС российского самолета не привело к созданию трибунала.
«Речь не шла о создании международного трибунала ни тогда, ни по факту уничтожения пассажирского самолета авиакомпании Iran Air в 1988 году над Персидским заливом ракетой, выпущенной с американского крейсера. Проведенные в этих случаях национальные расследования - на Украине и в США соответственно - вообще не выявили состава преступлений, а принятая в связи с гибелью иранского лайнера резолюция СБ 616 не квалифицировала произошедшее в качестве угрозы международному миру и безопасности», - напомнил дипломат.
В то же время, он заверил, что Россия со своей стороны «готова продолжать содействовать проведению полного независимого и объективного расследования причин и обстоятельств гибели малайзийского авиалайнера с опорой на положения резолюции СБ 2166 в целях выявления виновных и их последующего наказания». Он заметил, что решение РФ проголосовать против проекта резолюции о создании трибунала по авиакатастрофе «не имеет ничего общего с поощрением безнаказанности».
Дипломат напомнил, что Россия в соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации передала ведущей расследование инцидента голландской стороне всю информацию, которую они запрашивали.
«Свой анализ и расчеты по одной из версий катастрофы - о том, что самолет был сбит ракетой «земля-воздух» комплекса типа «Бук», - направили Нидерландам и специалисты российского концерна-разработчика «Алмаз-Антей». Для этого был снят гриф секретности с данных о тактико-технических характеристиках таких ракет. Россия - единственная страна, которая обнародовала подобные данные», - напомнил Чуркин.
Он также обратил внимание, что Москва предлагала создать пост Специального представителя Генерального секретаря, что «способствовало бы обеспечению подлинно международного и транспарентного характера расследования».
«Но это наше предложение не было принято», - сказал постпред РФ, добавив, что предложения Москвы по-прежнему актуальны.
В среду Россия наложила вето на принятие в СБ ООН резолюции о создании трибунала по авиакатастрофе Boeing на Украине. «За» высказались 11 стран.
Как заявил ранее министр иностранных дел России Сергей Лавров, крушение лайнера — результат уголовного преступления, а не угроза международному миру и безопасности, что предполагает малайзийский проект резолюции. По словам министра, СБ ООН в ситуации с крушением лайнеров никогда не создавал трибуналов, а сама идея его создания призвана обеспечить виновность тех, кого считает ответственными Вашингтон.
Ранее в среду СМИ опубликовали проект резолюции Совета Безопасности ООН, в котором, в частности, говорилось, что цель международного трибунала по расследованию причин падения малайзийского Boeing 777 под Донецком – «наказание лиц, ответственных за совершение преступлений, связанных» с трагедией.
В среду президент России Владимир Путин обсудил с премьером Нидерландов Марком Рютте расследование крушения малайзийского самолета Boeing на Украине в июле 2014 года. В ходе переговоров глава российского государства выразил сожаление в связи с тем, что компромиссный проект резолюции СБ ООН не был поддержан государствами, выступающими за создание Международного трибунала по катастрофе самолета Malaysia Airlines.