Как сообщила пресс-служба Кремля, «федеральным законом устанавливается, что оператор поисковой системы по требованию физического лица (заявителя) обязан прекратить выдачу сведений об указателе страницы сайта в сети «Интернет», позволяющих получить доступ к информации о заявителе, распространяемой с нарушением законодательства Российской Федерации, являющейся недостоверной, а также неактуальной, утратившей значение для физического лица в силу последующих событий или его действий».
«Исключение составляет информация о событиях, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, сроки привлечения к уголовной ответственности по которым не истекли, и информация о совершении физическим лицом преступления, по которому не снята или не погашена судимость», - сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу Кремля.
«Под поисковой системой федеральным законом понимается информационная система, осуществляющая по запросу пользователя поиск в сети «Интернет» информации определенного содержания и предоставляющая пользователю сведения об указателе страницы сайта в сети «Интернет» для доступа к запрашиваемой информации, расположенной на сайтах в сети «Интернет», принадлежащих иным лицам», - говорился в сообщении пресс-службы.
По словам специалистов, «исключение составляют информационные системы, используемые для осуществления государственных и муниципальных функций, оказания государственных и муниципальных услуг, а также для осуществления иных публичных полномочий, установленных федеральными законами».
Кроме того, «законом устанавливается порядок направления соответствующего требования оператору поисковой системы, взаимодействия оператора с заявителем и удовлетворения указанного требования либо отказа в его удовлетворении». «Заявитель наделяется правом обращения в суд с иском о прекращении выдачи ссылок на информацию, указанную в требовании, в случае, если он считает отказ оператора поисковой системы необоснованным», - отмечают в Кремле.
Ранее представители отрасли отмечали, что депутаты учли большинство пожеланий от представителей интернет-индустрии, чтобы законопроект был сбалансированным. Как отмечали в Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), по итогам второго чтения законопроекта было учтено более 80% предложений интернет-отрасли.
Директор РАЭК Сергей Плуготаренко делал акцент «на важную консолидирующую и экспертную роль РАЭК». «Уверен, что в случае, когда имеется мощная экспертиза и консолидация мнений, с одной стороны, и плотный рабочий контакт с представителями Госдумы, администрации президента и Минкомсвязи – можно достичь хорошего результата и удовлетворить максимально возможное количество отраслевых предложений», - говорил Плуготаренко.
В свою очередь директор региональной общественной организации «Центр Интернет-технологий» (РОЦИТ) Сергей Гребенников подчеркивал, что «этот законопроект – очень нужный для пользователей». «На наш взгляд, учтены все желания отрасли, и я уверен, что все стороны будут довольны поправками, которые были учтены во втором чтении», - говорил Гребенников газете ВЗГЛЯД.
А руководитель центра безопасного Интернета в России Урван Парфентьев отмечал, что закон не потребует существенных затрат от поисковиков. По его словам, все алгоритмы для удаления ссылок «у поисковиков уже есть». «Когда началась активная борьба с детской порнографией, выдачи соответствующих картинок убрали из поисковиков. И никто ни о каких деньгах не говорил ничего. Поэтому от поисковиков не потребуются революционные изменения в алгоритмах», - напомнил эксперт.
Парфентьев также напомнил о международном опыте, когда подобные нормы оказались востребованными пользователями и не создали дополнительных проблем для поисковиков. «Европейский опыт – это главный останавливающий фактор для политизированных противников законопроекта. Здесь апеллировать к тому, что, дескать, российский режим игнорирует европейские демократические ценности, уже не получается. Эта норма пришла именно из Евросоюза. Эта норма уже прошла обкатку, она действует и считается допустимой», - говорил эксперт газете ВЗГЛЯД.
При подготовке законопроекта ко второму чтению были учтены многие поправки, предложенные представителями интернет-отрасли. В частности, скорректированы понятия «поисковой системы» и «оператора поисковой системы», а понятие «достоверная информация» заменено на понятие «неактуальная, утратившая значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя».
Требование заявителя теперь обязательно должно содержать указатель страницы сайта в сети Интернет. Также продлен срок рассмотрения требования заявителя с 3 календарных дней до 10 рабочих дней. Оператор поисковой системы теперь может дополнительно направить заявителю уведомление о необходимости предоставить документ, удостоверяющий его личность.
Помимо прочего, отныне также оператор поисковой системы будет обязан прекратить выдачу ссылок только на информацию, указанную в требовании заявителя, при показе результатов поиска по запросам пользователей поисковой системы, содержащих имя и (или) фамилию заявителя.
Отметим, что зз законопроекта исключены все ссылки на статью 152 Гражданского кодекса Российской Федерации и поправки в данную статью. При этом два предложения отрасли – исключить из законопроекта возможность предъявления иска по месту жительства истца и продлить срок вступления закона в силу до 01 января 2017 года – не были учтены.
Отметим, что юридическим отделом РАЭК при поддержке ряда интернет-игроков, в первую очередь поисковых систем, была проведена в кратчайшие сроки большая работа: экспертная работа по оценке и предложению изменений ряда положений законопроекта, а также инициирован и проведен ряд встреч с участием профильных представителей Администрации Президента, Госдумы и Минкомсвязи, в ходе которых сторонами обсуждались предложенные отраслью изменения и вырабатывались общие подходы к модификации принципиальных и трико-технических формулировок и положений законопроекта.