Новости дня

5 марта 2013, 07:17

ОАК начала разработку широкофюзеляжной модификации не реализ

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) начала разработку широкофюзеляжной модификации самолета МС-21, о котором еще полтора года назад говорил глава компании Михаил Погосян, пишут «Известия».

В компании поясняют, что самолет будет принципиально отличаться от МС-21, при его разработке планируется лишь использовать отдельные технологии нынешнего проекта. Единственным широкофюзеляжным самолетом, производящимся в современной России, является Ил-96, разработанный еще в СССР. Эксперты сомневаются в реализуемости проекта и рассматривают запуск программы как попытку найти дополнительное финансирование для МС-21.

МС-21 еще не сделали, и у многих большие сомнения, что вообще сделают. Говорить сейчас о начале разработки его модификации пока смешно, считают эксперты

Совет директоров ОАК на заседании в конце февраля одобрил заключение договора на исследование и разработку «концепции создания широкофюзеляжного варианта модификации магистрального самолета XXI века МС-21». Контракт поручено выполнить ЗАО «Новые гражданские технологии Сухого» (НГТС). Михаил Погосян анонсировал проект строительства дальнемагистрального самолета еще в августе 2011 года. ОАК обещала завершить проектирование лайнера уже к 2013 году, новый проект планировалось представить на выставке МАКС-2013. Подробности Погосян тогда не раскрыл, отметив лишь, что серийное производство дальнемагистрального самолета может начаться к 2020 году. Позже появлялась информация о том, что ОАК может создать борт в кооперации с китайской Comac (Commercial Aircraft Corporation of China).

Широкофюзеляжный самолет - это авиасудно, ширина фюзеляжа которого составляет 5–6 м против 4 м у обычных самолетов, что позволяет вместить в ряду до 10 кресел. Широкофюзеляжные самолеты более вместительны, и чтобы окупить рейс они обычно используются как дальнемагистральные - то есть для полетов на расстояния больше 4 тыс. км. Единственным российским широкофюзеляжным самолетом является Ил-96, разработанный еще в советское время. Официально он не снят с производства, однако выпускается в очень небольших количествах.

В пресс-службе ОАК пояснили, что корпорация рассматривает возможности расширения модельного ряда в долгосрочной перспективе и одним из вариантов развития является создание широкофюзеляжных самолетов нового поколения.

«В данный момент идут маркетинговые исследования рынка и научно-исследовательские работы. В том числе мы рассматриваем возможности эффективного использования технологий и наработок, создаваемых в рамках реализации программы МС-21, в следующих самолетах ОАК», - отметили в компании.

Разработка нового самолета может начаться на рубеже 2020-х годов, при этом, как и в проекте МС-21, будут задействованы все ресурсы ОАК, пояснили в корпорации. Конкретная конструкторская и производственная кооперация в рамках новых программ будет определяться по мере их развития.

Сейчас лидерами рынка дальнемагистральных самолетов является Boeing и Airbus. Разработки последней модели Boeing  - 787 Dreamliner оцениваются минимум в $10 млрд. Это был первый полностью новый самолет компании с 1995 года, когда рынку был представлен Boeing 777. По данным разработчика, до 50% веса конструкции приходится на композиционные материалы. У более крупного Airbus A350 XWB на долю композитов придется 52%, сама же программа оценена в €10 млрд.

Однако, как поясняет главный редактор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, пока невозможно сказать, во сколько обойдется России разработка аналогичного самолета, будет ли она осуществлена быстрее или дольше. С одной стороны, отмечает эксперт, у Boeing до 787 давно не было полностью новых самолетов, а технологии и ноу-хау, которые разработаны для МС-21, могут быть использованы и при создании широкофюзеляжной машины, что позволит ускорить и удешевить ее разработку.

«Россия сможет опереться на те технологические разработки, которые она получит при создании МС-21 - к примеру, полностью композитное крыло. Кроме того, к моменту формирования облика широкофюзеляжного лайнера у ОАК будет отработанный комплекс бортового оборудования с МС-21», - отмечает Олег Пантелеев.

С другой стороны, считает эксперт, у России может просто не хватить денег на разработку и продвижение на рынок нового самолета - для создания широкофюзеляжной машины ОАК нужно будет вступать в международную кооперацию.

«Может оказаться так, что искать надежного партнера мы будем дольше, чем разрабатывать самолет», - предположил он.

#{intervieweco}Источник в одной из крупных авиакомпаний отмечает, что широкофюзеляжный самолет сделать гораздо сложнее, чем узкофюзеляжный.

«МС-21 еще не сделали, и у многих большие сомнения, что вообще сделают. Говорить сейчас о начале разработки дальнемагистрального самолета пока смешно», - отмечает собеседник газеты.

В ОАК не раскрывают цену контракта с НГТС, ссылаясь на коммерческую тайну.

Эксперты, опрошенные «Известиями», говорят о том, что в реальности российский широкофюзеляжный самолет может и не появиться, особенно к тому сроку, который заявляет ОАК. Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров отмечает, что корпорация вряд ли сможет разработать такой самолет, так как Россия сейчас не обладает для этого достаточными технологиями. В частности, мы отстаем по использованию композитных материалов, которые уменьшают вес самолета и, соответственно, расход топлива, что особенно важно в широкофюзеляжных моделях.

«Сейчас принята довольно расплывчатая концепция развития авиастроительной промышленности до 2025 года. Документ позволяет ОАК перераспределять деньги, выделенные на новые проекты, на поддержание уже идущих - это может произойти с этим исследованием», - отмечает эксперт.

Теоретически перераспределение средств на текущие разработки за счет перспективных проектов возможно, говорит источник, близкий к ОАК. Однако данный контракт - не тот случай, уверят он.

Роман Гусаров отмечает, что в будущем технологии МС-21, которые можно будет использовать в широкофюзеляжной модификации, появятся, но пока об этом рано говорить, так как и сам самолет находится в процессе разработки, а промышленность - в стадии освоения новых технологий.

Разрабатывать принципиально новый самолет, аналога которому не было в России уже много лет, некому, говорит другой специалист авиационной сферы. В отечественном авиапроме и так катастрофически не хватает авиаконструкторов и большая их часть работает над проектом «Сухой Суперджет» или в инжиниринговых центрах иностранных компаний, например того же Boeing в России.

В то же время проект МС-21, по мнению эксперта, буксует и требует дополнительных вливаний. Именно желание привлечь финансирование и может двигать ОАК, когда она заявляет о таких проектах, отмечает эксперт.

Погосян заявил в понедельник, что ОАК завершила предварительные этапы разработки МС-21, который, по его словам, через четыре года должен прийти на смену Ту-154.

МС – проект ближне-среднемагистрального пассажирского самолета, который должен к 2017 году прийти на смену Ту-154 и семейству Ту-204 на российском рынке пассажирских самолётов и выйти на международный рынок. Самолеты МС-21 предназначены для перевозки пассажиров, багажа и грузов на внутренних и международных авиалиниях.

Программа создания семейства МС-21 – проект Объединенной авиастроительной корпорации, головным исполнителем которого является корпорация «Иркут». Программа включена в федеральную целевую программу «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года». Семейство включает два самолета: МС-21-200 (150 мест), МС-21-300 (181 место) в базовой двухклассной компоновке.

В этом году на реализацию программы создания самолетов семейства МС-21 из федерального бюджета будет выделено 12 млрд 400 млн рублей.

Вам может быть интересно

В горящем цехе в Петербурге обрушилась крыша
Темы дня

«Русский закон» раскроет грузинских иноагентов

«Я наложила вето на «русский» закон», заявила президент Грузии и отклонила документ, который стал в последние дни причиной жестокого политического противостояния на улицах Тбилиси. При этом на самом деле Саломе Зурабвишвили обманывает своих сограждан: ничего «русского» в этом законе нет. О чем идет речь и какова в итоге судьба этого документа?

В Армении возник таран для смещения Пашиняна

Лидер протестного движения в Армении архиепископ Баграт Галстанян заявил о поддержке своей кандидатуры на должность премьер-министра вместо Никола Пашиняна. Галстанян стал главным лицом протеста после договоренностей Армении и Азербайджана о демаркации границы. Почему именно священнослужитель стал главным оппозиционером страны и каковы его шансы в противостоянии с Пашиняном?

Лавров обозначил условия для диалога с Западом

США делают новый шаг для превращения космоса в зону боевых действий

В Киргизии рассказали о причине массовых беспорядков с участием иностранцев

Новости

Уроженец Украины запустил над Рейхстагом беспилотник с флагом России

Уроженец Украины запустил на 9 мая над Рейхстагом беспилотник с флагом России, информацию об этом опубликовали только спустя несколько дней, возбуждено уголовное дело, пишет немецкая газета Tagesspiegel.

Ходорковский назвал сроки потери Украиной Харькова и Одессы

В соцсетях распространилось видео, на котором покинувший страну бизнесмен Михаил Ходорковский, признанный иноагентом в РФ, предупреждает немецкую аудиторию в Берлине, что с учетом сложившейся военной и экономической ситуации Украина и Запад фактически уже проиграли «войну с Россией».

Генерал ВСУ: Украинские чиновники выставили на посмешище Зеленского в Харькове

Чиновники, которые заявляли о крепкой обороне украинских войск в Харьковской области, подставили президента страны Владимира Зеленского, заявил отставной генерал ВСУ Сергей Кривонос.

Зеленский потребовал более ста самолетов F-16 для «паритета» в воздухе

У Украины есть четверть необходимого вооружения для ПВО, а для обеспечения «паритета» в воздушном пространстве Киеву нужно от 120 до 130 современных самолетов, в частности, истребителей F-16, заявил в интервью AFP украинский президент Владимир Зеленский.

Лавров раскрыл детали переговоров Путина и Си Цзиньпина

Президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин обсуждали на переговорах инициативу Пекина о глобальной безопасности, заявил глава МИД Сергей Лавров на XXXII Ассамблее Совета по внешней и оборонной политике.

Крупный пожар произошел в цехе с полиэтиленом в Петербурге

В субботу в Приморском районе Петербурга произошел пожар на территории цеха с полиэтиленом, площадь возгорания достигла 400 кв. метров, сообщило МЧС России.

В Кремле рассказали о подготовке визита Путина в Северную Корею

Подготовка к поездке президента России Владимира Путина в КНДР «идет своим ходом», заявил пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков.

WP: Запад недооценил военную и экономическую составляющую России

Россия сумела сохранить стабильность экономики и армии, несмотря на ожидания Запада, пишет американская газета Washington Post в редакционной статье.

Один из лучших летчиков ВСУ ликвидирован в зоне СВО

Российские военнослужащие ликвидировали в зоне специальной военной операции украинского летчика Дениса Василюка, который считался одним из лучших летчиков ВСУ.

Суд назвал «безнравственным» перевод IKEA 12,9 млрд рублей за границу

Арбитражный суд Московской области по иску ФНС признал перевод структурой IKEA 12,9 млрд рублей за границу «противной основам правопорядка или нравственности».

В Госдуме рассказали о значении освобождения Старицы

Взятие села Старица в Харьковской области позволило российским силам полностью перекрыть поставки боеприпасов и резервов украинским войскам в Волчанск, заявил координатор по межпарламентским связям с парламентом ЛНР, депутат Госдумы Виктор Водолацкий.

Число пострадавших при обстреле Скадовска со стороны ВСУ выросло до 15 человек

Количество пострадавших в результате обстрела города Скадовск со стороны Вооруженных сил Украины (ВСУ) увеличилось до 15 человек, сообщила пресс-служба губернатора Херсонской области Владимира Сальдо.
Мнения

Владимир Добрынин: В Британии начали понимать губительность конфронтации с Россией

Доминик Каммингс завершил интервью эффектным выводом: «Урок, который мы преподали Путину, заключается в следующем: мы показали ему, что мы – кучка гребанных шутов. Хотя Путин знал об этом и раньше».

Тимофей Бордачёв: Выстрелы в Фицо показали обреченность Восточной Европы

Если несогласие с выбором соотечественников может привести к попытке убить главу правительства, то значит устойчивая демократия в странах Восточной Европы так и не была построена, несмотря на обещанное Западом стабильное развитие.

Евдокия Шереметьева: «Кормили русские. Украинцы по нам стреляли»

Мариупольцы вспоминают, что когда только начинался штурм города, настроения были разные. Но когда пришли «азовцы» и начали бесчинствовать, никому уже объяснять ничего не надо было.
Вопрос дня

За что теперь будет отвечать Сергей Шойгу?