Руководство партии арабского социалистического возрождения (ПАСВ или партия Баас) в своем обращении в канун национального праздника указало «на решимость миллионов граждан участвовать в строительстве обновленной Сирии, вопреки внешним заговорам». В документе подчеркивается, что «сирийцы уже сделали свой выбор в пользу программы всеобъемлющих реформ, которая обеспечит прогресс и процветание будущим поколениям». Народ сплотился «вокруг курса правительства на стабилизацию обстановки и защиту независимого решения», говорится в обращении ПАСВ.
Свой национальный праздник в этом году сирийцы встречают в условиях «мирной передышки». 12 апреля вступило в силу прекращение огня между сирийской армией и вооруженной оппозицией, достигнутое благодаря посредничеству спецпредставителя ООН и Лиги арабских государств (ЛАГ) Кофи Аннана. Для наблюдения за перемирием в страну начали прибывать миротворцы ООН. Согласно «дорожной карте», следующим этапом урегулирования должно стать налаживание национального диалога.
Президент Башар Асад, который опирается на поддержку большинства населения, о чем свидетельствуют итоги состоявшегося в марте референдума по новой конституции, демонстрирует готовность к такому шагу. Как указывает газета «Тишрин», «вопреки распространяемым о ситуации в Сирии потокам лжи, правительству нечего скрывать». Именно по этой причине, свидетельствует издание, в Дамаске согласились «впустить в страну международных мониторщиков, которые очень скоро смогут убедиться в том, кто в действительности стоит за насилием».
Кровопролитие продолжается в Сирии больше года. Кризис был умело спровоцирован внешними силами на фоне начавшихся революционных процессов в других арабских странах. После демонстраций протеста в городе Дераа (в 110 км к югу от Дамаска) волнения охватили те города и районы, где действовали ячейки «братьев-мусульман» - давних врагов баасистов, поднимавших антиправительственный мятеж 30 лет назад.
Асад сразу пошел на уступки и выдвинул программу преобразований, но оппозиция, поддерживаемая Турцией и арабскими нефтедобывающими монархиями, поставила непременным условием его уход с политической арены. Добиться возникновения двоевластия в стране путем захвата площадей, как это случилось в Тунисе, Египте и Йемене, однако, исламистам не удалось.
Осуществить «ливийский сценарий» также не получилось: армия сохранила верность режиму. Войска остались в казармах, а для борьбы с вооруженными боевиками, начавшими устанавливать свои порядки в трех провинциях к северу от Дамаска, использовались специальные армейские формирования и Республиканская гвардия.
Тем не менее, конфронтация и введение экономических санкций Западом и арабами ухудшили ситуацию в самой стабильной стране Ближнего Востока. Введенное Евросоюзом эмбарго на закупки сирийской нефти вызвало сокращение валютных поступлений, парализованной оказалась и бурно развивавшаяся сфера туризма - другая доходная статья бюджета. Правительство постаралось смягчить последствия «экономической войны», его меры встретили понимание у населения, и голодных бунтов в Сирии не случилось.
Во время посещения в конце марта ряда кварталов города Хомс, пострадавших в результате военных действий, президент Асад пообещал сирийцам «заново отстроить все разрушенные районы». На днях правительство объявило, что возвращающимся беженцам власти будут выплачивать компенсацию и окажут содействие в восстановлении разрушенных жилищ.
Важным фактором, который воспрепятствовал опасным планам по разжиганию в Сирии междоусобицы, стала консолидация лидеров религиозных общин. Обращаясь в понедельник после пасхальной службы в кафедральном соборе Дамаска к сирийским христианам и мусульманам, Блаженнейший Патриарх Антиохии и всего Востока Игнатий IV призвал их беречь накопленный столетиями опыт совместного жительства и веротерпимости. Опираясь на эти духовные ценности, по его словам, «сирийский народ в братской любви и взаимодействии сумеет выдержать все выпавшие на его долю испытания», передает ИТАР-ТАСС.