«Использование на межпланетной станции «Фобос-Грунт» контрафактных деталей могло быть вполне реальным. Вспомните недавний скандал в США, когда американские военные признали, что в части систем боевой техники использовалась микроэлектроника, бывшая в употреблении», - сказал источник РИА «Новости».
По его словам, в Китае возникла целая индустрия по подделке таких дорогостоящих деталей: покупается старое оборудование, разбирается, с него смывается маркировка, наносятся данные по новой спецификации и затем продается.
«Если у американцев, причем, в Пентагоне, было выявлено подобное, то я вполне допускаю, что такое к нам такое тоже может поставляться. Ведь и система перепродажи этих чипов, скорее всего, поставлена очень профессионально, детали поступают заказчику через десятки фирм, и исходную выяснить просто невозможно», - считает собеседник.
Он напомнил, что в космической технике должны использоваться микроэлектронные компоненты со спецификацией «космос», которые проходят соответствующие очень жесткие испытания и проверки на «выживаемость» в условиях космоса. При этом компоненты со спецификацией «милитари» и «космос» находятся под контролем США, и в Россию такое оборудование не поставляется.
«Поэтому наши предприятия вынуждены закупать эту микроэлектронику в Юго-Восточной Азии. Мы вынуждены там покупать, потому что сами такое давно не производим. Подобный контрафактный чип вполне реально может вывести космическую станцию из строя. Он может нормально работать на Земле, но не выдерживает работу в космосе. Но его поддельная маркировка и спецификация могут обмануть экспертов», - считает источник.
Он полагает, что истинную причину аварии «Фобос-Грунта» установить невозможно. «Телеметрии со станции не было, техника это не серийная. Поэтому все, что мы можем сказать, станет только предположением», - заключил собеседник.
Роскосмос ранее заявлял, что в качестве основных причин аварии «Фобос-Грунта» рассматривает версии производственных и конструкторских ошибок.
Вместе с тем, источник на одном из предприятий космической отрасли сказал, что система отбора деталей и компонентов устроена так, что попадание некондиционного оборудования крайне маловероятно.
«У нас совершенно по-другому устроены поставки. (Комплектующие) заказываются, проводится сертификация, аттестация, потом идет входной контроль, вовлечение в сборку и после сборки идет приемо-сдаточные испытания, проверка на соответствие требованиям техническим условиям. Система, которая существует, защищает от поставки некондиционных деталей», - сказал собеседник.
По его словам, поставками занимаются организации, с которыми предприятие взаимодействует много лет. «Случайных организаций не бывает. Круг их очень узкий. Есть вполне определенные организации, которым доверяется проводить закупку этих элементов, они имеют лицензии на право этих работ, лицензии выданы Роскосмосом. Мы это проверяем», - сказал он.
Кроме того, одна некондиционная деталь, по самим условиям создания космических аппаратов, не должна приводить к их выходу из строя.
«Некондиционная деталь не стоит одна, всегда, как правило, есть дублирование. Есть такой принцип: отказ одного элемента не должен приводить к отказу всей системы, есть такое техническое требование, оно пишется в каждом ТЗ, на каждую составную часть. Это предопределяет определенную схемотехнику при проектировании электронных модулей», - сказал источник.