Первое чтение в Госдуме этот законопроект прошел 22 декабря, и тогда самым неприятным для пивоваров стал запрет на продажу пива крепостью более 5% нестационарными точками (ларьки, киоски, палатки, контейнеры, с рук, лотков, автомобилей и т. д.). Пиво крепостью более 5%, как и другой алкоголь, предлагалось запретить продавать в рознице с 23.00 до 8.00 местного времени.
К тому времени Госдумой уже был принят альтернативный проект по регулированию пивного рынка, подготовленный депутатом «Единой России» Виктором Звагельским. Он предлагал для пивоваров более жесткие правила игры, включая лицензирование и декларирование производства и оборота пива, что означает для производителей необходимость оснащать свои заводы счетчиками учета ЕГАИС. Звагельский обещал, что его предложения войдут в финальную версию законопроекта правительства, как и более жесткое требование по введению полного запрета на продажу пива ночью и в киосках, передает «Коммерсантъ».
Последний вариант законопроекта после доработки в Госдуме ушел на согласование правительственных министерств и ведомств во вторник. В его тексте действительно учтены все инициативы Виктора Звагельского. Но кроме них, появилось и новшество – требование запретить производство алкогольной продукции в пластиковой таре. Оборот продукции в такой таре допускается до 1 января 2013 года.
Господин Звагельский подтвердил наличие запрета на ПЭТ в последнем варианте законопроекта, хотя и отметил, что документ носит предварительный вид. По его словам, поправки о запрете использования пластиковой тары были внесены в текст проекта совсем недавно и связаны с гармонизацией законодательства в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Предправления Союза производителей алкогольного рынка Дмитрий Добров пояснил, что речь идет о создании единого техрегламента союза. «В Казахстане сейчас уже есть запрет на продажу алкоголя в ПЭТ-таре, такие же требования в будущем должны быть введены в России и Белоруссии», – заявил он.
Руководитель отдела маркетинга и рекламы компании «Европласт» Павел Федюнин оценивает общий объем рынка ПЭТ-упаковки в стране в 1,5 млрд долларов, а на долю пива приходится около 30% продукции.
«Таким образом, убытки производителей ПЭТ-тары могут составить 450 млн долларов в год», – подсчитал он. По оценке самих пивоваров, в объемном выражении на ПЭТ-тару приходится примерно 48% рынка пива (34% – на стекло, 17% – на жестяную банку). Алексей Кедрин из «Балтики» видит в запрете ПЭТ-тары еще одно препятствие, которое, по его мнению, «приведет к сокращению потребления пива». По его оценке, дисконт в производстве пива в ПЭТ составляет 15% по сравнению со стеклом.
«Поскольку в пиве используются, как правило, большие емкости ПЭТ-тары, выгода для пивоваров объясняется тем, что потребитель за один раз покупает больший объем», – говорит один из участников рынка. «Если запрет будет введен, пиво, производимое в ПЭТ, в незначительном объеме будет перераспределено в другие упаковки, однако его себестоимость существенно увеличится, что крайне негативно повлияет на спрос», – говорит представитель SUNInBev Илья Лысенко.