Экономика

12 мая 2024, 10:45

Китай делает торговлю с Россией более дорогой

Фото: Владимир Гердо/ТАСС

Китай неожиданно резко – на сотни-тысячи долларов – поднял тарифы как на железнодорожные перевозки в Россию, так и на морские. Почему Пекин пошел на такой жесткий шаг и к каким последствиям он приведет для российской экономики и простых граждан?

Китай резко поднял тарифы на прямые железнодорожные грузоперевозки в Россию и Белоруссию, сообщил транспортно-логистический портал Infotrans Media Belarus со ссылкой на данные экспедиционных компаний. В среднем цены выросли на 500-800 долларов и более в зависимости от станции отправления. «Рост цен связан с уменьшением количества свободных контейнеров в Китае, а также с большими пробками, возникшими на границах с Китаем», – отмечает портал.

Одновременно с ростом цен на железнодорожные доставки выросли ставки морских фрахтов из Китая. Рост цен составил от 800-1000 до 1300-1500 долларов в зависимости от порта отправления. При этом большинство свободных мест на судах в мае уже забукировано, и морские линии предлагают свободные места на судах только на конец мая – начало июня, говорится в сообщении.

«Скорее всего, речь идет о стоимости контейнера при поставке грузов. Это печально, но на единицу груза это примерно до 75 долларов на тонну, что для грузов, ввозимых контейнерами, не так чтобы очень много. Все-таки контейнерами перевозится более дорогая продукция, чем рядовое сырье», – отмечает Сергей Гришунин, управляющий директор рейтинговой службы НРА.

«Тарифы на ж/д перевозки из Китая в Россию составляли 5000–5800 долларов за 40-футовый контейнер в зависимости от станции отправления. Повышение этих тарифов на 500-800 долларов добавит к прежней стоимости порядка 10%, что в принципе приемлемо на фоне среднегодовых темпов инфляции в России в 2023 году в 7,42%», – отмечает Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global.

Поставки такого же 40-футового контейнера из Китая в Россию по морю стоит сейчас от 2850 до 6700 долларов в зависимости от порта назначения, поэтому рост тарифов (на 800-1500 долларов) будет очень значительным, так как он может достигать 20%, отмечает Чернов.

Что могло заставить Китай пойти на такой шаг?

«Причины банальны. Много контейнеров зависает в России и не отправляется в Китай ввиду отсутствия грузов для контейнеров. Тем самым китайцы компенсируют свои затраты на новые контейнеры, либо заставляют российских контрагентов тару возвращать», – говорит Гришунин.

Еще в прошлом году сообщалось о 150 тыс. контейнеров из Китая, которые скопились в сентябре в России. После доставки китайских товаров контейнеры оказывались невостребованными, так как обратно России особо нечего поставлять в таких контейнерах. Были сообщения даже о том, что российским компаниям было выгодно сдавать старые китайские контейнеры на металлолом, чем тратить средства на отправку обратно порожними. Сырье и другие товары Россия поставляет в Китай морем на специальных танкерах, а по железной дороге идет в основном уголь, который перевозят специальные вагоны – хопперы, а также нефть и топливо – в вагонах-цистернах.

Свою роль сыграло и геополитическое обострение на Ближнем Востоке, время оборачиваемости контейнеровозов увеличилась примерно на 25%, отмечает Чернов.

«Из-за действий пиратов-хуситов в Красном море транспортное и пассажирское судоходство оказалось в кризисе. От 15% до 20% контейнеровозов на маршрутах между Азией и Европой сейчас вынуждены огибать Африку с юга – что увеличивает время в пути и приводит к вполне объективному удорожанию перевозок. Хорошим выходом стал сухопутный коридор – железнодорожное сообщение по территории России. Однако БАМ и Транссиб в последние годы и так работали почти на пределе своих возможностей. РЖД работает над расширением пропускной способности, однако пока строятся дополнительные главные пути, на пропускных пунктах в Китае скапливаются контейнеры, которые ждут очереди на отправку. Железнодорожный канал просто не способен пропустить больше грузов, и чтобы избежать дальнейшего ажиотажа, Китай и решил охладить спрос через увеличение цен», – считает Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets.

Также резко вырос транзит товаров из Китая в Белоруссию – в первом квартале 2024 года рост составил 68%, плюс транзит по железной дороге из Китая в Европу, добавляет Чернов.

«Китай идет на такой шаг из-за рыночных отношений: при повышении спроса увеличивается стоимость услуг, а также из-за желания увеличить доход, так как Россия будет вынуждена пойти на увеличение тарифов ввиду отсутствия альтернативных импортеров продукции в сравнимых объемах», – считает Чернов.

Впрочем, старший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Игорь Смирнов скептически и без паникерства воспринимает новости о росте цен на перевозки.

«В Китае, конечно, очень сильное влияние государства, но и рынок тоже существует. Взять и одномоментно все вырасти не может – операторы разные, маршруты разные. С морем так же – нужно очень громкое событие или повод, чтобы все морские линии и все морские порты резко подняли цены.

Все цены в отношении морских отправок из портов Китая прослеживаются на бирже. Дисбаланс исходящих и входящих контейнеров, конечно, может иметь место, и в отдельные моменты его можно стабилизировать такими барьерами, но в системную природу на текущем этапе верится с трудом», – считает Смирнов.

Даже если повышение цен имеет место быть, экономисты не спешат ставить крест на импорте из Китая в Россию.

«Все закономерно: повышенный спрос и нехватка железнодорожных контейнеров и мест на морских торговых судах заставляет перевозчиков поднимать цены. Но я не думаю, что обороты торговли с Россией и Беларусью снизятся. За импортеров и экспортеров переживать не следует. Все в итоге оплатим мы с вами, то есть потребители», – говорит Николай Переславский, руководитель отдела экономических исследований CM Service.

«Отрицательные последствия практически никто не ощутит на фоне общего инфляционного тренда в мировой экономике. Если вдруг снижение импорта из Китая произойдет, то это снизит давление на курс рубля и поможет отечественному импортозамещению, что позволит только увеличить ВВП. Для граждан удорожание будет несущественным», – ожидает Сергей Гришунин.

«Небольшой рост тарифов на ж/д перевозки на 10% еще не означает рост цен на всю поставляемую продукцию на такую же величину, общее увеличение будет намного ниже, поэтому никакого удара по импортозамещению мы не ждем»,

– говорит Чернов. Небольшой разгон инфляции может заставить Банк России дольше удерживать высокую ключевую ставку рефинансирования, что может чуть замедлить рост ВВП, добавляет он.

В любом случае России надо продолжать увеличивать пропускную способность БАМа и Транссибирской магистрали, и активные работы в этом направлении ведутся – просто такого рода масштабные проекты решают не за один год.

«России надо думать над использованием свободных контейнеров – например, передавать их в аренду компаниям из дружественных стран, чтобы те могли загружать их европейскими товарами и отправлять обратно в Китай. Кроме того, контейнеризация экспорта позволит ускорить оборот железной дороги – а значит, снизит транспортные затраты», – указывает управляющий директор рейтинговой службы НРА.

В конце концов, России не следует уповать только на Китай. «Зависимость от поставок пусть и из дружественной страны следует снижать, а свое производство бытовой техники, электроники и одежды надо поднимать. Для этого в стране есть и технический потенциал, и финансовые возможности. Холодильники, например, в СССР делали не хуже импортных», – заключает Переславский.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Кремль назвал позитивным исчезновение «угрозы России» из стратегии США
Темы дня

Польский гонор настиг Германию

Канцлер Германии Фридрих Мерц и премьер Польши Дональд Туск поссорились. Их переговоры в столице ФРГ должны были быть посвящены актуальным проблемам НАТО, но превратился в препирательство о том, должны ли немцы заплатить полякам репарации за Вторую мировую войну. России такое развитие событий на руку.

Боец ММА проиграл в «спарринге» с памятником ветеранам МЧС

Уголовное дело об осквернении в Москве памятника ветеранам МЧС взял на личный контроль глава СК Александр Бастрыкин. Ранее в соцсетях появилось видео, на котором боец ММА Заур Исмаилов вступил в «спарринг» с изваянием. Сам спортсмен не видел в своих действиях ничего предосудительного. По мнению экспертов, этот случай говорит не только о дефиците исторического просвещения и воспитания в субкультуре ММА, но и о других аспектах, которые требуют внимания.

Эксперт объяснил нежелание стран ЕС конфисковывать российские активы

Медведев поддержал предложение Маска о ликвидации Евросоюза

Лурье отказалась отзывать жалобу после заявлений Долиной о возврате денег

Новости

Daily Telegraph сочла новым словом в военном деле способ взятия Красноармейска

ВС России при освобождении Красноармейска использовали новую тактику штурма города, которая получила название «демеханизация», сообщила британская газета The Daily Telegraph.

Axios: Зеленский обсудил с Уиткоффом и Кушнером территории и гарантии

Президент Украины Владимир Зеленский в ходе двухчасового телефонного разговора со спецпосланником президента США Стивом Уиткоффом и зятем президента Джаредом Кушнером обсудил территориальный вопрос и возможные гарантии безопасности со стороны США.

Хегсет подтвердил планы США по ядерным испытаниям

Пентагон подтвердил модернизацию ядерной триады и проведение США новых ядерных испытаний наравне с другими державами. Об этом сообщил шеф Пентагона Пит Хегсет.

Украинская журналистка удивилась грязи в резиденции Макрона

Украинская журналистка Лидия Таран, побывав в Елисейском дворце, удивилась грязным, давно не мытым окнам, из-за которых почти невозможно было разглядеть улицу.

Россияне столкнулись с «синим экраном смерти» после обновления Windows 11

Пользователи Windows 11 из России сообщили о появлении «синего экрана смерти» и проблемах с SSD после последнего обновления, сообщили СМИ.

В Белоруссии заявили о национализации крупных предприятий

В Белоруссии планируют национализировать несколько крупных предприятий, среди которых производитель обуви «Белвест» и строительная компания «Минскпромстрой», заявил секретарь ЦК КПБ Петр Петровский.

Турция высказала опасения России и Украине из-за атак на суда в Черном море

Анкара выразила Москве и Киеву обеспокоенность по поводу риска эскалации войны из-за атак на торговые суда в Черном море, заявил министр иностранных дел Турции Хакан Фидан.

Молдавия запросила помощь у Румынии из-за отключений света на Украине

Из-за перебоев в энергосетях на Украине Молдавия обратилась к Румынии с просьбой о срочных поставках электроэнергии для предотвращения масштабных отключений, сообщает госкомпания «Молдэлектрика».

Эксперт предложил наказать бойца ММА Исмаилова по примеру Долиной

Общественность должна отреагировать на спарринг бойца ММА Магомеда Исмаилова с памятником ветеранам МЧС по аналогии с «отменой» Ларисы Долиной после скандала с квартирой. К этому призвал участник спецоперации член Общественной палаты и директор Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев.

Проевропейские министры и оппозиция Сербии потребовали отнять NIS у России

В правительстве и оппозиции Сербии нарастают призывы к отъему российско-сербской нефтяной компании NIS из-за санкций США, заявил основатель партии «Движение социалистов» и бывший вице-премьер Сербии Александр Вулин.

Нигерия заявила о намерении вступить в БРИКС

Министр иностранных дел Нигерии Юсеф Туггар выразил надежду на скорое получение страной статуса полноправного участника объединения БРИКС.

МИД назвал потери Европы за четыре года санкций

Европейские страны за четыре года из-за введенных антироссийских санкций понесли совокупные экономические потери, достигшие 1,6 трлн евро, сообщает МИД России.
Мнения

Геворг Мирзаян: Расчеты на «договорнячок» провалились

Гипотетический «договорнячок» по Украине не выглядит ни обсуждаемым, ни даже сколько-нибудь возможным. Путин доведет до конца украинскую историю – и именно так, как изначально планировал. Дипломатическим путем – если получится. Военным – если придется.

Ван Вэнь: Зачем Евразии новая архитектура безопасности

Построение архитектуры евразийской безопасности в условиях многополярного ландшафта – это сложный проект, который требует скоординированного продвижения в трех измерениях: идеологии, институтах и действиях.

Игорь Караулов: К Киргизии нужно относиться с искренним уважением и открытым сердцем

Киргизы у себя дома – очень вежливый и тактичный народ, так что не стоит судить об этом народе по тем, кто приезжает к нам на низкоквалифицированные заработки.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов