Еще в 2015 году китайские туристы опередили немцев по объему въезда в Россию. И их поток в Россию растет двузначными цифрами.
По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), турпоток из Китая в Россию по итогам лета вырос на 20%, а за весь год может увеличиться на 30%. При этом так называемый красный маршрут, разработанный для китайцев в России – то есть путешествие по местам, связанным с Лениным и достопримечательностями советского времени, тут ни при чем. Китайцев больше интересует не Ленин, а, как ни странно, янтарь, считают в АТОР.
В прошлом году Россию посетило порядка 1,3 млн китайцев, значит, в этом году приедет уже более полутора миллионов гостей из Поднебесной.
«Это данные по въезду китайцев в Россию, но не все едут с туристическими целями. Велика доля приграничных поездок на Дальний Восток, а это не туристы, а челночники. Более корректна статистика по турпотоку – это посещение Москвы и Санкт-Петербурга», – отмечает генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин. По его мнению, из 1,3 млн китайцев, въехавших в России, туристов было 750 тыс. человек.
Порядка 80–90% китайских туристов едут по безвизовому групповому обмену, самостоятельных туристов, покупающих визы, немного. В основном китайские туристы – это женщины старше 50 лет, в последнее время бабушки стали брать с собой внуков.
Главное место притяжения китайцев – это Москва, которую в рамках безвизового группового обмена только в первом полугодии посетило 128 тыс., что на 21% больше, чем годом ранее (данные туристической ассоциации «Мир без границ»). На втором месте – Приморский край с 67 тыс. туристов за полгода (плюс 17%), на третьем месте – Санкт-Петербург, который увидели 52 тыс. китайцев (плюс 136%). Столь стремительный рост объясняется увеличением числа прямых рейсов из КНР в Северную столицу.
Почему столько китайцев стало ездить в Россию? Во-первых, туры и товары в России для китайцев подешевели почти в два раза из-за девальвации рубля. При этом в КНР появился средний класс, который зарабатывает порой даже больше, чем российский.
Во-вторых, сработал эффект введения упрощенного визового режима. «При переходе на безвизовый режим, например, с Южной Кореей и Израилем в течение года после этого поток туристов удваивался. И в Москву 90% китайских туристов едет по облегченному визовому режиму», – говорит Ромашкин.
Наконец, привлекает историческая связь России с Китаем и наши социалистические корни. «Средний возраст китайских туристов – 50 плюс. Они видят в нас родственную страну, которая когда-то шла по такому же пути, по которому они идут и сейчас», – говорит Ромашкин.
Специально разработанный «красный маршрут» по следам Ленина – Москва, Ульяновск, Казань, Самара, Санкт-Петербург – сотни тысяч туристов привлечь действительно не смог.
Однако объекты советского наследия в Москве и Санкт-Петербурге китайцев по-прежнему привлекают. «Мавзолей Ленина, Горки Ленинские, «Бункер-42», безусловно, являются очень востребованными для китайцев. Как-то я ехала с китайцами в автобусе, и наблюдала, как они, увидев памятник Ленину, попросили остановить автобус, чтобы выйти и сфотографироваться», – рассказывает руководитель программы China Friendly турассоциации «Мир без границ» Анна Сибиркина.
Почему же китайцы массово не едут в Ульяновск? «Любые туристы едут в другую страну посмотреть на известные бренды. Во Франции это Париж и Эйфелева башня. В Москве это Красная площадь и Третьяковская галерея, в Санкт-Петербурге – Эрмитаж и Петродворец. И вокруг этих сильных брендов и крутится вся туристическая программа. Ни Ульяновск, ни другие объекты «красного» наследия не являются сильными брендами», – считает Ромашкин. И в целом это направление он считает неперспективным, так как «красный» туризм привлекает лишь пожилых китайцев, которые лично помнят Советский Союз. Но таких людей с каждым годом становится все меньше.
Власти Сочи после Олимпиады надеялись заманить к себе в город китайцев. Кроме олимпийских объектов хотели удивить пляжным отдыхом. Однако массового потока туристов здесь не увидели. Олимпийские объекты и в самом Китае есть. «А идея пляжного отдыха в России – это не для Китая, у них в полутора часах полета есть свое море», – говорит Ромашкин.
Скорее больше перспектив у Мурманска, где можно увидеть северное сияние. «В Китае есть красивая легенда: если ты хотя бы раз в жизни увидел северное сеяние, то твои дети, внуки и твоя душа во многих поколениях обретет гармонию», – рассказывает Сибиркина. Поэтому китайцы и едут за Полярный круг. Также гости из Китая с большим ажиотажем путешествуют на Байкал, потому что это одно из самых известных озер в мире.
Из-за долгого перелета некоторые китайцы пытаются в одной поездке совместить посещение ЕС и России, хотя это выходит дороже. «Четырнадцатичасовой перелет в Париж – это тяжело, но по пути можно сделать остановку в Москве или в Санкт-Петербурге и посмотреть на российские достопримечательности», – говорит Сибиркина.
Если исторически РФ и КНР имеют тесную связь, то с культурной точки зрения китайцы и россияне очень разные. «Китайская группа туристов была в Сергиевом Посаде и заехала в Радонеж к мощам Сергея Радонежского. У китайцев был культурный шок, когда им рассказали, что это останки умершего человека», – рассказывает Ромашкин. В Китае соприкосновение с телом умершего считают осквернением.
Герб Москвы, где Георгий Победоносец убивает копьем дракона, китайцам тоже не по душе. Они почитают изображения драконов и любое надругательство или неуважение к ним осуждают.
«Когда им показали герб Москвы, они не поверили своим глазам и переспросили, дракон ли это. Гид-переводчик, зная отношение к драконам, попытался вывернуться: «Нет, это змея». На что китайцы сказали: «Не надо врать, у змеи не бывает крыльев». После этого отношения с нашим переводчиком как представителем страны охладели», – рассказывает Ромашкин.
Еще одна особенность китайских туристов – это привязанность к своей еде. «Почти 100% туристов, которые приезжают в Россию, требуют питания в китайских ресторанах. Но те рестораны, которые мы считаем аутентичными, китайцы таковыми не считают. В Москве китайских ресторанов насчитается штук 50, но сами китайцы считают, что не более пяти соответствуют гордому названию китайского ресторана», – рассказывает собеседник.
Китайцы любят пить чай и почти никогда не расстаются со своими термосами с ситечком. В гостиницах они просят кулеры с горячей водой и чайники в номере для заваривания чая, а на завтрак – палочки вместо вилок.
Еще одна проблема – почти никто из китайцев не говорит на английском, поэтому у них возникают серьезные сложности с навигацией по Москве, Санкт-Петербургу или Золотому кольцу. «Хотя во многих городах уже проводятся мероприятия для информационной и навигационной поддержки китайских туристов, но пока не сильно продвинулись в этом направлении, английских-то табличек мало», – говорит Ромашкин.
В Москве, например, есть специальное отделение полиции, где работники владеют иностранными языками. Большинство – английским, меньше – немецким, но говорящих на китайском – ни одного.
Хотя ситуация улучшается. Если в 2014 году было только семь предприятий, которые учитывают особенности туристов из Китая, то на сегодня таких уже 100 по России. Это гостиницы, музеи и туристические компании. «В России появился первый аэропорт – Шереметьево – соответствующий программе China Friendly. Это навигация по аэропорту на китайском языке, возможность консультации на китайском языке, объявления на китайском языке, наличие ресторанов с китайскими и азиатскими блюдами», – говорит Сибиркина.
Столичные города неплохо зарабатывают на китайских туристах. По словам Сибиркиной, китайские туристы тратят в среднем 530 долларов на человека в день, включая перелет, проживание, музеи и шопинг. Ромашкин отмечает, что это массовый недорогой туризм, и в среднем на поездку они тратят 1500 долларов. Но даже этого достаточно, чтобы заработать более 1 трлн рублей на 750 тыс. китайских туристов, посетивших РФ в прошлом году.
Китайцы обязательно делают покупки в России. По словам Сибиркиной, они приобретают в основном брендовые вещи, косметику, в том числе отечественную, часы и ювелирные украшения из золота и янтаря.
По ее мнению, они верят, что в России смогут купить настоящие премиальные вещи. И, конечно же, им нравится цена.
«В Китае надо платить налоги на предметы роскоши, поэтому одна и та же тушь премиального бренда или крем может стоить в России на 30% дешевле, чем в Китае»,
– говорит Сибиркина.
Китайцев также привлекает уникальная и аутентичная продукция российского производства. Из еды, например, берут мед и много шоколадок «Аленка» и «Вдохновение», которые дарят друзьям и родственникам как сувениры.
Китайские туристы ходят исключительно группами, и покупки тоже делают вместе. Однако после поездки китайцы иногда жалуются на качество купленных вещей или на обнаруженную подделку. Известно, что кураторы китайских групп порой оказываются в сговоре с теми или иными магазинами, в которые обычные российские покупатели никогда и не попадут, отвозят туда группы китайских туристов, где им продают или подделку, или товар по завышенной цене, либо обманывают дважды.