Правительство пытается найти способ помочь российским авиакомпаниям переходить на новые российские, а не иностранные суда. На встрече с президентом Владимиром Путиным вице-премьер Дмитрий Рогозин пообещал к весне подготовить план синхронизации производства новых самолетов МС-21, Ил-114 и Ил-96-400 с выводом из эксплуатации старых воздушных судов. Именно эти три самолета выбраны правительством с целью поддержки.
К сожалению, Дмитрий Олегович Рогозин плохо представляет законы, по которым живет гражданская авиация. Он перемешал мух с котлетами
По словам зампреда правительства, проблема небольшой доли российской техники наиболее актуальна для дальнемагистральных самолетов. «У нас сегодня рынок практически на 80% – это Airbus и Boeing, – констатировал он. – Хоть у нас и говорят некоторые либералы, что если самолет хороший, то его будут покупать везде, но это не так. Попробуйте, например, продать Airbus на американском рынке или Boeing в Европе. Всегда существуют гласные и негласные протекционистские меры».
Для поддержки отечественного авиапрома Рогозин предложил два комплекса мер – экономический и административный. С одной стороны, он предлагает предоставить финансовые льготы, в том числе связанные с лизингом авиатехники. С другой – давать наиболее прибыльные маршруты тем перевозчикам, которые будут летать на российских самолетах. По его словам, «это прежде всего полеты на Дальний Восток и туристические маршруты в те страны, которые наиболее приемлемы для россиян». «И эти маршруты будут даваться только тем компаниям, которые будут выставлять на эти маршруты российские самолеты», – сказал Рогозин.
«Что касается (наиболее прибыльных) маршрутов – это очень правильно, это хороший бонус (для авиакомпаний, закупающих самолеты российского производства)», – поддержал Путин идею Рогозина.
Помогут ли идеи вице-премьера «пересадить» российских перевозчиков с иностранных Boeing и Airbus на российские лайнеры?
Что касается экономических мер, то они в любом случае необходимы. Это может быть программа субсидирования процентов по кредиту или по лизинговым платежам. А может быть программа, как у SSJ-100, когда государство выделяет деньги, на которые государственная лизинговая компания покупает самолеты, а потом передает их по льготным ставками авиаперевозчикам.
«Меры финансовой помощи поддерживаю. Такие меры уже есть и отработаны на проекте Sukhoi SuperJet-100, – приводит пример редактор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров. – Если бы их не было, то самолет бы вообще в России не продавался. Проблема не в самолете, а в стоимости владения им. Лайнер производится из иностранных комплектующих, поэтому валютная составляющая в его стоимости высока. И «Гражданские самолеты Сухого» продают его в валюте. Изменение курса доллара и евро никак не помогло самолету, он подорожал вместе с иномарками».
Основная проблема продажи российской техники – это высокие проценты по кредитам, из-за чего наши лайнеры проигрывают иномаркам. «Западный самолет можно взять под западный кредит под небольшой процент, кредит на российский самолет западные банки не дают, а российские банки ломят огромные проценты. Такова наша экономическая система», – объясняет Гусаров.
Поэтому меры господдержки, направленные на выравнивание условий покупки нового зарубежного и отечественного лайнера, жизненно необходимы. При этом, по мнению эксперта, предоставлять такую финансовую поддержку необходимо для МС-21 и Ил-114, а вот ситуация с Ил-96-400 не такая однозначная.
МС-21 – это российский лайнер, который создается на замену Ту-154 и Ту-134. Первый полет может состояться уже в этом году, а выйти в серию лайнер должен в 2019-м. Главные конкуренты – Airbus A320 и Boeing-737. У МС-21 будет три версии: МС-21-200 (150 посадочных мест), МС-21-300 (180 мест) и МС-21-400 (212 мест). Портфель твердых контрактов на лето 2015 года составлял 175 самолетов. В «Иркуте» уверяют, что МС-21 будет выгодней западных аналогов. Так, авиакомпании получат выгоду в размере 3 млн долларов в год за счет лучшей топливной и весовой эффективности российского лайнера, а также за счет сокращенного времени на выполнение типового полета. Сократить время полета удастся за счет увеличения крейсерской скорости и сокращения времени обслуживания в аэропортах.
#{image=1019127}«Желательно, конечно, чтобы покупка нашего самолета в кредит или в лизинг обходилась дешевле, чем приобретение иностранного лайнера. Выход на рынок нового продукта всегда стоит денег, перевозчики не знают статистики и надежности машины, и им нужна льгота, чтобы они рискнули и попробовали новый самолет. Это общемировая практика. Даже крупные производители своим стартовым заказчикам дают значительные скидки, привлекают финансовые институты для приобретения своей первой сотни машин», – рассказывает Роман Гусаров.
Самолет Ил-114 – это ближнемагистральный самолет регионального класса. Он подходит для того, чтобы летать, например, из Амурской области в Хабаровский край без пересадки в Москве.
«Такой самолет должен входить в программы субсидирования процентных ставок и лизинговых платежей. Потому что региональные перевозки низкорентабельны или совсем нерентабельны. А небольшие авиакомпании, эксплуатирующие такое судно, не имеют ни собственных финансов, ни кредитной истории и имущества, чтобы брать кредиты под нормальные проценты», – считает авиационный эксперт. К слову, в России без господдержки авиакомпании не приобретают даже иностранные самолеты регионального класса, замечает Гусаров.
А вот на Ил-96-400 – широкофюзеляжный и дальнемагистральный самолет, который как раз подходит для прямых полетов из Москвы на Дальний Восток – государству тратиться не стоит.
«Это замечательный и надежный самолет. Но, к сожалению, он ни при каких программах субсидирования не сможет стать конкурентом иномарке. У него очень высокий расход топлива. Не два, а четыре двигателя, а это означает удорожание ремонта. Не два, а три пилота. В целом, как ни субсидируй этот самолет, в эксплуатации он будет дорогим. Я не думаю, что экономика этого лайнера может сложиться в его пользу без ремоторизации лайнера, то есть создания под него нового двигателя. К тому же завод в Воронеже при максимальном напряжении не сможет собирать больше двух штук в год», – говорит Роман Гусаров.
Таким образом, МС-21 может при господдержке стать реальным конкурентом самолетов Boeing и Airbus в том же классе. Но для полетов на Дальний Восток он не подходит. Для них может использоваться Ил-96-400, но российские авиакомпании вряд ли сделают выбор в его пользу и заменят им лайнеры Boeing и Airbus по экономическим соображениям.
Именно поэтому идея, озвученная Рогозиным – давать маршруты для полетов на Дальний Восток и за рубеж тем авиакомпаниям, которые будут выставлять на эти маршруты российские самолеты – выглядит сырой и спорной. По крайней мере, требовать от авиакомпаний, чтобы они летали на Дальний Восток на Ил-96-400, а не на иномарках, кажется странным. Это экономически неоправданно.
«К сожалению, Дмитрий Олегович (Рогозин) плохо представляет законы, по которым живет гражданская авиация. Он перемешал мух с котлетами», – считает Роман Гусаров.
Если говорить о международных перевозках, то разрешения на полеты распределяет комиссия Росавиации. И одним из критериев распределения является как раз наличие в авиапарке российских судов. При этом по этим маршрутам могут летать на любом самолете. Просто потому, что наша гражданская авиапромышленность может предложить пока только один продукт – SSJ-100.
Во-вторых, авиакомпании в зависимости от сезона используют те воздушные суда, размерность которых идеально соответствует спросу. Летом это может быть самолет большой вместимости – Boeing 737-800 или Airbus 320, а зимой, когда пассажиропоток падает, – более маленький SSJ-100.
Но если такая административная мера все-таки будет принята, то это может привести к тому, что будет заключено много липовых контрактов на поставку российских самолетов. А потом эти контракты будут расторгаться. Гусаров приводит в пример Трансаэро, которая купила в свое время самолеты марки «Ту» в большей степени для того, чтобы в авиапарке значились российские самолеты и можно было при подаче заявок на маршрут иметь приоритет. Но на практике перевозчик использовал «тушки» не так уж часто.