Государственная компания «Аэрофлот» покупает контрольный пакет акций «Трансаэро» – одного из самых популярных российских авиаперевозчиков и крупнейшего частного перевозчика в стране. «В интересах дальнейшего развития гражданской авиации и создания одной из крупнейших в мире авиатранспортных групп поддержана консолидация ОАО «Авиационная компания «Трансаэро» в группу «Аэрофлот», – сказано в релизе компании «Трансаэро», выпущенном во вторник после совещания межведомственной комиссии в правительстве РФ под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова.
«Решение принято»
Повышение тарифов и так произошло бы, но с продажей «Трансаэро» это случится в более сжатые сроки
Заседание комиссии по вопросам авиатранспортной отрасти, в ходе которого было принято решение о сделке, состоялось 1 сентября. «Компания «Аэрофлот» купит 75% плюс одна акция авиакомпании «Трансаэро», этот вопрос рассматривался на совещании у Шувалова, решение принято, – сказал источник, осведомленный о ходе переговоров, передает ТАСС. – Шувалов дал жесткое поручение, чтобы все обязательства перед пассажирами «Трансаэро» выполнялись», – добавил он. Никаких резких изменений в самой авиакомпании с точки зрения кадровой политики не будет, заверил он.
Позже официальный представитель «Аэрофлота» подтвердил информацию о готовящейся сделке. «Деятельность «Трансаэро» будет полностью реструктуризирована и интегрирована в группу «Аэрофлот», – передает его слова РИА «Новости». На фоне сообщений о грядущей сделке акции компании «Трансаэро» в ходе торгов на Московской бирже взлетели на 39,7% – до 116 рублей за акцию.
Весь в долгах
Вопрос о возможности санации «Трансаэро», по сообщениям СМИ, будет рассмотрен советом директоров «Аэрофлота» уже в четверг. Сумма сделки, предположительно, составит 1 рубль. После того как сделка будет завершена, под контроль «Аэрофлота» перейдет около 60% рынка авиаперевозок в России.
Сумма сделки назначена минимальная из возможных. Дело в том, что крупнейшая частная российская авиакомпания «Трансаэро» вольется в «Аэрофлот» с огромными долгами.
Только по итогам первого полугодия убыток авиакомпании превысил 8,5 миллиардов рублей. Задолженность компании по долгосрочным и краткосрочным кредитам за тот же период времени возросла на 40% по сравнению с декабрем 2014 года и составила 115 миллиардов рублей. На 90 процентов это долги по краткосрочным обязательствам. Кредиторы требуют от «Трансаэро» выплаты долгов. Недавно к их списку присоединился банк «ФК Открытие»: в августе он подал против авиакомпании иск на сумму 1,3 миллиарда рублей.
Список кредиторов «Трансаэро» велик. Среди них Сбербанк, ВТБ и ВБРР. Именно эти банки в августе отказались реструктурировать просроченные с мая этого года долги авиакомпании, что, как говорил заместитель гендиректора «Трансаэро» Дмитрий Столяров, сохраняет «серьезную угрозу деятельности авиакомпании».
В Минэкономразвития утверждают, что сделка не приведет к монополизации рынка, несмотря на опасения, уже озвученные в СМИ. «К настоящему времени почти на всех маршрутах присутствует более трех авиаперевозчиков», – передает ТАСС слова представителя ведомства. В МЭР также заявили, что считают решение о покупке «Трансаэро» наиболее правильным в сложившейся сложной ситуации на авиационном рынке. Это позволит погасить задолженность компании перед кредиторами, также обеспечить все взятые на себя обязательства перед пассажирами.
«Размер долгов авиакомпаний настолько большой, что операционная прибыль авиакомпаний не позволяет его обслуживать и рефинансировать. Вследствие реструктуризации неэффективных авиакомпаний или их ухода с рынка ожидается уменьшение провозных емкостей. Данный процесс не повлечет значительных социальных последствий», – подчеркнул представитель МЭР.
Спасительная сделка
Глава аналитической службы агентства «Авиа Порт» Олег Пантелеев напомнил, что авиакомпания «Трансаэро» имела значительную долю бизнеса на рынке туристических перевозок преимущественно за рубеж. Два года назад, когда курс рубля стал снижаться, количество желающих отдыхать за границей тоже начало уменьшаться. «Фактически основной бизнес «Трансаэро» стал сокращаться, а издержки, связанные с облуживанием лизинговых платежей, которые номинированы в долларах, стали расти. Из-за этого началось резкое ухудшение финансового положения авиакомпании», – сказал Пантелеев газете ВЗГЛЯД.
По данным Росстата за первый квартал текущего года, выездной туризм действительно упал почти вдвое, что легко объясняется девальвацией рубля. Подтверждают тенденцию и совсем свежие данные.
По словам Пантелеева, на этом фоне произошли другие негативные факторы, в том числе ограничение полетов над территорией Украины, и «все вместе дало значительный рост кредиторской задолженности, операционные убытки». «К концу высокого сезона стало очевидно, что авиакомпания не сможет самостоятельно выбраться из этой ситуации. С сентября пассажиропоток начнет сокращаться, и продажи на осень-зиму будут минимальными, так что авиакомпания имела все шансы столкнуться с кассовым разрывом. Поэтому правительство приняло решение, по сути, продать «Аэрофлоту» акции компании», – отметил он.
Пантелеев пояснил, что продажа была сделана с целью не допустить негативных социальных последствий, связанных с тем, что у «Трансаэро» большая глубина продаж и много пассажиров с ее билетами на руках. «В «Трансаэро» работает более 11 тысяч высококвалифицированных специалистов. Банкротство компании привело бы к тому, что они могли оказаться на улице. Сделка с «Аэрофлотом» позволит сохранить значительную часть трудового коллектива», – полагает он.
Повышение цен неизбежно
Для самой отрасли авиаперевозок от сделки будут как плюсы, так и минусы. Пантелеев напомнил о неоднократно высказываемых в адрес «Трансаэро» критических замечаниях, обвинениях в демпинге. «В нынешней ситуации очевидно, что случаи такого демпинга станут реже. Сокращение конкурентного давления позволяет повысить тарифы, и есть хоть какая-то вероятность на фоне предпринятых мер по поддержке, в частности, снижения НДС до 10% на внутренних линиях, что авиакомпании смогут вернуться хотя бы к нулевой рентабельности и перестать наращивать долги», – говорит эксперт.
Но для потребителя повышение тарифов окажется неизбежным. Оно и так произошло бы, но с продажей «Трансаэро» это случится в более сжатые сроки.
«Так или иначе, большая ответственность лежит на Федеральной антимонопольной службе, которая должна не допустить злоупотребления доминирующим положением. Поэтому нужно будет принять ряд ограничений, чтобы на тех линиях, где «Аэрофлот» и «Трансаэро» имели очень мощные позиции, все-таки сохранить конкуренцию с третьими перевозчиками», – говорит он.
Что касается роста цен на авиабилеты, то Пантелеев напомнил об утверждении Транспортной клиринговой палаты о том, что еще в первом полугодии каждый пассажир приносил российским авиакомпаниям минимум по четыреста рублей убытков.
«Стоит поднять цену билета на пятьсот рублей, и авиакомпании теоретически смогут выйти в ноль. С другой стороны, значительная часть издержек формируется в зоне доллара и евро, то есть, по сравнению с докризисным периодом, валюты подорожали вдвое, и это значит, что издержки авиакомпаний увеличились как минимум на 35–40%», – подытожил эксперт.