Экономика

10 июня 2015, 16:10

Планы Саакашвили обойти «российский транзит» оказались блефом

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Новый губернатор Одесской области Михаил Саакашвили собирается сделать одесский порт и грузинский порт Поти главными на пути товаров из Азии в Европу и обратно. Основной посыл – политический, чтобы морские перевозки шли в обход России. Сможет ли бывший грузинский президент реализовать эти антироссийские планы?

Глава Одесской облгосадминистрации Михаил Саакашвили намерен построить паромные переправы для доставки грузов с Востока в Европу в обход России.

Это проект далекого будущего, когда военное противостояние на Украине прекратится и можно будет рассчитывать на тарифы мирного времени

«Через Россию грузы идут 30 дней. Через Азербайджан, через Поти (морской порт в Грузии) на Одессу вся логистика занимает 9 дней. Чтобы перенаправить сюда бизнес, нужно, во-первых, снизить тарифы на перевозки. Они высокие. Во-вторых, нужны паромные переправы, логистические центры», – цитирует слова Саакашвили сайт города Одессы.

Саакашвили утверждает, что уже «есть инвесторы, которые построят паромы и сами будут перевозить грузы», однако они хотят быть уверенными, что область очистится от коррупции.

Однако коррупция далеко не главная проблема на пути реализации плана Саакашвили пустить грузопоток из Азии в Европу в обход России через одесский порт и грузинский порт Поти.

«Очевидно, что организовать поставку грузов в обход крупнейшего транспортного узла Юга России для Украины будет крайне проблематично, если не сказать невозможно, и уж тем более в ближайшие годы», – заявила газете ВЗГЛЯД первый вице-президент «Российского клуба финансовых директоров» Тамара Касьянова.

Так, новороссийский порт обладает пропускной способностью примерно в 152 млн тонн грузов в год, причем осадка для судов в зависимости от причала доходит до 13,4 метра, а для судов, осуществляющих перевозку нефти и нефтепродуктов, – до 23,4 метра. Тогда как ни одесский порт, ни грузинский такими параметрами похвастаться не могут.

Ключевой транспортный морской узел для России в этом регионе – порт Кавказ (Темрюкский район Краснодарского края). Он также технически более современный и удобный. Единственное, с чем сталкиваются моряки, – это с погодной спецификой, говорит Анна Бодрова из «Альпари».

У одесского порта еще есть некие перспективы. С технической точки зрения, по данным на 2015 год, пропускная способность одесского порта позволяет перерабатывать 25 млн тонн в год наливных грузов и 21 млн тонн сухих. Порту по силу принимать суда с осадкой до 13 метров и длиной до 330 метров. Привлечь новые объемы грузов можно за счет строительства паромной переправы и логистических центров.

Тем более что строительство паромной переправы относительно недорогое мероприятие, и сделать это можно намного быстрее, чем, например, мост. Стройка может обойтись в 300–600 млн долларов, в зависимости от объема перевозок через переправу, отмечает Дмитрий Лепешкин из QB Finance. Однако пока это скорее политическое заявление, за которым не стоят реальные инвестиции, считает он.

Кроме того, даже если переправа будет построена и дополнена логистическим центром, перевозчики все равно будут рассматривать новый маршрут с точки зрения тарифов на перевозку. «Удастся ли тарифы сделать дешевле, чем по традиционному маршруту через Россию, особенно с учетом того, что в условиях конфликта на Украине стоимость страховки груза будет намного выше? Скорее всего, нет. Это проект далекого будущего, когда военное противостояние на Украине прекратится и можно будет рассчитывать на тарифы мирного времени», – уверен Лепешкин.

«Снизить тарифы до уровня российских и при этом найти огромные суммы для модернизации портовых мощностей – задача не для Украины в ее текущем экономическом состоянии», – согласна Анна Бодрова.

Что касается грузинского порта Поти, то по своим параметрам он серьезно отстает даже от одесского порта. По данным на 2011 год, его пропускная способность доходит максимум до 10 млн тонн грузов в год. Глубина причалов порта на тот момент доходила до 8,5 метра, что не позволяет заходить современным судам, осуществляющим перевозку грузов в контейнерах.

Впрочем, логистически порт Поти вполне удобен. «Но тарифы тут также слишком высоки для того, чтобы работать с этим портом было интересно», – говорит Бодрова.

Правда, руководство порта хочет построить глубоководные причалы с глубиной до 16 метров. Такая осадка уже позволит заходить в порт судам вместимостью в 9 тыс. TEU (условная единица измерения вместимости). Это суда, вмещающие грузы весом примерно от 120 тысяч тонн, в зависимости от того, как конвертировать TEU, которая является неточной единицей исчисления, поясняет Касьянова. Однако это планы на 2018 год, которые могут быть еще и не реализованы в срок. Да и учитывая, что Саакашвили отказался от грузинского гражданства, так как его на родине ждет вполне реальный тюремный срок, вряд ли его идею по порту Поти тепло встретят в Грузии, сомневается Касьянова.

Бывший премьер-министр Грузии Тенгиз Сигуа тоже не в восторге от идеи Саакашвили. Он расценил это заявление как «безответственный популизм». Вопрос, как европейцы будут получать тяжелые грузы в ближайшем будущем из Азии, уже решен практически, и там нет места ни одесскому порту, ни порту Поти. Саакашвили «просто пытается внести свою лепту в антироссийскую риторику», считает Сигуа.

Так, по его словам, сейчас рассматривается три возможных направления доставок нефтепродуктов и иных грузов. «Первый – это через Россию, второй – так называемый исламский, через Иран и Турцию, но оба этих варианта не по душе Европе. Поэтому было отдано предпочтение доставкам через страны Центральной и Средней Азии, Каспий, Грузию и далее из грузинских портов Поти и Батуми Черным морем в порты Румынии, Болгарии или Греции», – заявил газете ВЗГЛЯД Тенгиз Сигуа. «Никакой Одессы в этих планах нет», – добавил он. Но эти планы должны быть реализованы только в 2018–2020 годах.

Что касается Поти, то Грузия делает сейчас ставку совсем на другой порт – в Анаклии, который хотят начать строить в 2016 году.

«Дело в том, что Батуми и Поти принимают суда водоизмещением не более 35–40 тыс. тонн, в Анаклии это может быть от 80 до 120 тысяч», – говорит бывший глава правительства Грузии. Плюс в Анаклии собираются построить также хранилище природного сжиженного газа не менее чем на 500 тыс. тонн. Это повышает отдачу инвестиций в порт. «Осенью в Грузии состоится масштабный форум «Великого Шелкового пути», где уточнятся все планы. Никто всерьез, тем более в Грузии, не будет прислушиваться к словам Саакашвили», – уверен грузинский экс-премьер-министр.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Макрон анонсировал январские переговоры по гарантиям безопасности Украине
Темы дня

США принуждают Европу к свободе слова

Невиданное доселе событие произошло в западном мире – Соединенные Штаты ввели санкции против своих ближайших союзников, европейцев. СМИ уже называют происходящее «новой холодной войной» – причем не с Россией, а с Европой. Что стало причиной столь острого конфликта между Европой и США?

Атака на Венесуэлу грозит США непредсказуемыми последствиями

Крупная флотская группировка, собранная Соединенными Штатами у берегов Венесуэлы, вполне способна обеспечить свержение и даже убийство лидера этой страны Николаса Мадуро. Как именно могут выглядеть боевые действия США против Венесуэлы, почему американцы уверены в своей победе – но при этом даже победа несет для Вашингтона огромный риск?

Ветеран ФСБ оценил возможные версии подрыва полицейских на юге Москвы

Глава МИД Эстонии пригрозил расстрелять «зеленых человечков» на границе

Бывший посол Норвегии похвалил уровень жизни в Москве

Новости

Лавров поздравил Захарову с юбилеем

Глава МИД России Сергей Лавров поздравил официального представителя ведомства Марию Захарову с юбилеем, особо отметив ее вклад в развенчание западной пропаганды и высокий уровень профессионализма.

Критические повреждения остановили работу «Укрнафты»

После серии взрывов были остановлены производственные мощности крупнейшей нефтедобывающей компании Украины «Укрнафты», детали о характере повреждений не разглашаются.

Орбан заявил об упущенных возможностях Европы предотвратить конфликт с Россией

Евросоюз мог бы предотвратить конфликт на Украине еще в 2022 году, если бы сделал ставку на дипломатические усилия, а не последовал за политикой администрации Байдена, заявил премьер-министр Венгрии Виктор Орбан.

Путин попросил Набиуллину почаще посещать заседания правительства

Президент России Владимир Путин подчеркнул важность более регулярного участия главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной в заседаниях кабмина, обратившись к ней во время встречи с правительством.

Авиаэксперт объяснил значение отечественного двигателя для самолета «Байкал»

Легкий многоцелевой самолет «Байкал» с двигателем российского производства может произвести революцию в малой авиации России и связать отдаленные населенные пункты, рассказал газете ВЗГЛЯД главный редактор портала Авиа.ру Роман Гусаров.

Путин вручил государственные награды выдающимся деятелям России

В Екатерининском зале Кремля проходит торжественная церемония награждения, на которой президент Владимир Путин вручает высшие государственные награды заслуженным деятелям культуры, науки и других сфер.

Стало известно о подготовке ВВС Финляндии к боям с Россией

Финляндия усиливает свою авиагруппировку, оснащая истребители F-35A современными ракетами AIM-120D3 для повышения боеготовности для возможного противостояния с Россией, пишет The National Interest.

Эксперт: «Мирный план» Зеленского совершенно неприемлем

Судя по всему, Москва отвергнет так называемый мирный план Киева. Среди 20 пунктов есть те, которые противоречат Конституции России, интересам жителей исторических регионов, а также не учитывают цели спецоперации, сказал газете ВЗГЛЯД политолог Владимир Скачко. Ранее Владимир Зеленский опубликовал «мирный план», который, по его словам, обсуждается на переговорах в США.

Америка возобновила военную помощь Грузии после долгого перерыва

Правительство США выделило Минобороны Грузии грант в объеме около 10 млн долларов, сообщает в среду imedinews.ge, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

ФСБ ликвидировала готовившего теракт на нефтепроводе в Тюменской области

В Тюменской области был нейтрализован гражданин России, пытавшийся совершить теракт по заданию украинских спецслужб на объекте ПАО «Транснефть», сообщили в Центре общественных связей (ЦОС) ФСБ России.

Медведь возглавил рейтинг символов России в соцсетях

Медведь вновь оказался самым популярным национальным символом России в соцсетях, при этом вовлечённость по этой теме выросла на 34% по сравнению с прошлым годом, следует из данных исследования «Медиалогии».

Суд вынес приговор диверсанту СБУ на Донбассе

Южный окружной военный суд назначил длительные сроки лишения свободы Владиславу Зайцеву и его матери за диверсии в ДНР по заданию СБУ.
Мнения

Юрий Мавашев: Откажется ли Турция от российских «Триумфов»

Может показаться, что военно-техническое сотрудничество между Турцией и Россией переживает закат, и в нынешних международно-политических реалиях невозможно. Однако не все так однозначно.

Ольга Андреева: Русский народ возвращается

Советская этнография была вынуждена выполнять политический госзаказ – показывать процветание колхозных деревень и национальное многообразие СССР. Само словосочетание «русский народ» воспринималось как подозрительно шовинистическое.

Сергей Худиев: Как санкции оборачиваются против тех, кто их вводит

История говорит о том, что следование правильным принципам создает успех, успех порождает гордыню, гордыня ведет к забвению принципов, а это забвение ведет к провалу. Это про Запад вообще и про санкции против российских ученых в частности.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов