Международные резервы Китая с 2004 года до конца 2012 года увеличились на 721% и достигли 3,3 трлн долларов. Этого хватит, чтобы дважды купить золотые запасы всех центробанков в мире. Таким образом, резервы Китая растут быстрее, чем цены на золото. Об этом сообщает Bloomberg со ссылкой на собственные подсчеты.
Цены на золото выросли на 263% до 1,58 тыс. долларов за тройскую унцию. Китайские резервы за тот же период увеличились на 721%
Впервые резервы КНР превысили стоимость всего золотого запаса в мире в 2004 году. С того времени, согласно данным Международного валютного фонда и Всемирного золотого совета, цены на золото выросли на 263% до 1,58 тыс. долларов за тройскую унцию. Тем временем китайские резервы за тот же период увеличились на 721%. Суммарные резервы других стран БРИК: Бразилии, России и Индии – выросли за этот период только на 400% до 1,1 трлн долларов.
Сейчас Китай занимает первое место по объему международных резервов, за ним следуют Япония, Саудовская Аравия, Россия и Швейцария. Такой быстрый рост золотовалютных резервов Китая в последние 10 лет связан с бурным экономическим ростом страны. Уже сейчас китайская экономика является второй в мире и одной из самых быстроразвивающихся.
По данным Bloomberg, в конце 2012 года китайские международные резервы составляли 30,2% от мирового объема резервов по сравнению с 14% в начале 2004 года.
При этом золотовалютные резервы Китая росли со второго квартала 1998 года. Только один раз отмечалось сокращение золотовалютных запасов – по итогам октября – декабря 2011 года. Показатель упал на 20 млрд до 3,18 трлн долларов. Сокращение резервов тогда объяснялось оттоком капитала в долларовые активы и переоценкой валютных запасов. Однако к концу 2012 года Китай снова нарастил объем резервов.
Валюта занимает основную долю в золотовалютных резервах Китая. Так, доллары занимают две трети резервов Китая, еще треть – евро, говорит гонконгский экономист Societe Generale Яо Вэй. При этом доля золота в резервах КНР незначительна и составляет всего 2%, тогда как, к примеру, у США и Германии этот показатель составляет около 70%.
Спекуляции
«Валютные резервы Китая являются благословением в плохие дни, но проклятием в хорошие дни», – говорит Bloomberg экономист Ян Вэй, который раньше работал в МВФ.
Но Китай не стремится активно скупать золото по объективным причинам. «В силу большого размера золотовалютного резерва Китая попытка существенно нарастить долю золота в нем приведет к спекулятивному росту цены. Иначе говоря, ликвидность мирового рынка золота не позволяет ему увеличивать долю золота в резервах», – считает начальник отдела управления инвестициями и аналитической поддержки ИФК «Солид» Михаил Королюк.
Впрочем, Китаю и не нужно увеличивать резервы в золоте. «Золото фактически является больше спекулятивным, нежели инвестиционным инструментом, о чем говорит и слишком высокая дисперсия на его ценовом графике (волатильность цены). Поэтому инвестиция в золото – вещь абсолютно бессмысленная и бесполезная, а в некотором смысле даже ущербная, поскольку высок риск того, что цены на мировом рынке могут рухнуть», – говорит аналитик финансовой компании AForex Нарек Авакян.
«В современном мире есть только одни настоящие деньги – это доллары. Золото давно уже прежде всего финансовый актив», – соглашается Александр Разуваев, директор аналитического департамента компании «Альпари».
Патовая ситуация
Несмотря на растущую мощь Китая, эксперты указывают на проблему: зависимость китайского экспорта от американского спроса.
«Сейчас Китай старается переориентировать экономику на внутренний спрос. Однако пока это не меняет ситуацию кардинально. Китай вкладывает свою экспортную выручку в государственные облигации США. И, соответственно, существует взаимозависимость США и Китая. Китай зависит от американского спроса, а США – от Китая как кредиторы», – говорит Александр Разуваев.
Китай вынужден вкладывать и дальше свои средства в валюту других стран, фактически их финансируя
«Китай находится в патовой ситуации: значительный положительный торговый баланс означает, что страна экспортирует намного больше, чем ввозит в страну. Это перекашивает всю мировую экономику, создавая дисбалансы. Решать это надо через рост внутреннего потребления в стране, но это приводит к падению конкурентоспособности китайской рабочей силы в мире», – говорит Королюк.
«Инвестиционные возможности внутри страны также ограничены, попытка пришпорить инвестиционную активность приводит к росту цен на продовольствие и социальному недовольству. Поэтому Китай вынужден вкладывать и дальше свои средства в валюту других стран, фактически их финансируя», – добавляет экономист.
В связи с этим каких-то финансовых угроз со стороны Китая экономисты не ждут. «Несмотря на огромные резервы, первоочередной задачей для китайского руководства все-таки является внутреннее развитие и увеличение уровня жизни населения. Если увеличить внутренний потребительский рынок, снизится зависимость от экспорта», – отмечает Авакян.
Обгоняет США
Пока экономика США больше, чем китайская. Согласно данным Всемирного банка, в 2011 году ВВП США составил 15 трлн долларов, в то время как ВВП КНР равнялся 7,3 трлн долларов. В 2012 году, по данным Бюро статистики КНР, ВВП Китая составил 8,3 трлн долларов.
Однако это не помешало Китаю по итогам 2012 года стать лидером мировой торговли, обогнав США, которым не было конкурентов с конца Второй мировой войны. Американский экспорт и импорт товаров в 2012 году составил 3,82 трлн долларов, тогда как объемы китайской торговли – 3,87 трлн долларов.
В понедельник стало известно, что, по предварительным данным, Китай впервые опередил США еще и по объему закупок нефти, став мировым лидером по этому показателю, передает World Economic со ссылкой на Financial Times. При этом США были крупнейшим импортером нефти в мире начиная с 1970-х годов.
Королюк прогнозирует, что в ближайшие лет 10 темпы развития Китая начнут постепенно уменьшаться в диапазоне 5–7% в год. Однако это не помешает ему укреплять и усиливать свои позиции в мире, замечает Авакян.
По всем прогнозам, не позднее чем через 10 лет ВВП КНР обгонит американский показатель, став, таким образом, крупнейшим в мире, впервые в современной истории потеснив США. «При этом не позднее 2020 года потребительский рынок Китая также станет крупнейшим в мире, чему должна поспособствовать в том числе и принятая Компартией страны программа по увеличению уровня жизни населения», – считает Авакян.
В PricewaterhouseCoopers считают, что КРН станет крупнейшей экономикой уже в 2017 году. Именно тогда, по мнению аналитиков компании, объем ВВП Китая, если подсчитывать его на основе паритета покупательной способности, достигнет почти 20 трлн долларов и превысит соответствующий показатель для США.
В 2030 году тройка лидеров мировой экономики на основании этой методики будет выглядеть следующим образом: Китай (30,6 трлн), США (23,4 трлн), Индия (13,7 трлн). Япония опустится на четвертое место с 5,8 трлн долларов. Сами США прекрасно понимают, куда катится мир. Буквально месяц назад американский Совет национальной разведки в своем докладе подтвердил, что к 2030 году Китай станет крупнейшей экономикой мира, потеснив США. Правда, в PwC ожидают этого намного раньше – к 2017 году.