Экономика

20 ноября 2013, 22:17

Внесен законопроект о запрете эксплуатации старых самолетов

Фото: РИА "Новости"

Авиакатастрофа в Казани вызвала бурную дискуссию о слишком старом парке российских авиакомпаний. Некоторые депутаты Госдумы считают правильным законодательно запретить летать на самолетах старше 20 лет. Есть, однако, аргументы против: безопасность полетов далеко не всегда зависит от возраста лайнера.

Группа депутатов-единороссов внесла на рассмотрение Госдумы законопроект об ограничении 20 годами возраста использования пассажирских самолетов, сообщает пресс-служба фракции «Единой России». Возрастные ограничения предлагается ввести с 2017 года. Государственная и экспериментальная авиация, а также авиация общего назначения законопроектом не затрагиваются.

Двадцатилетний самолет, который недавно прошел капитальный ремонт, не отличается от нового самолета

Проблема старого парка самолетов у российских перевозчиков была поднята общественностью в связи с падением в воскресенье Boeing-737 авиакомпании «Татарстан», летевшего из Москвы и разбившегося при посадке в аэропорту Казани. Авиакатастрофа унесла жизни шести членов экипажа и 44 пассажиров. Этому Boeing было 23 года, и за свою жизнь он сменил пять владельцев. К «Татарстану» самолет попал из Болгарии, перед которой была Румыния, а не из Уганды, как сначала писали СМИ.

В пояснительной записке к законопроекту объясняется, что высокий возраст самолетов – одна из основных проблем гражданской авиации России. «Согласно официальным данным, по состоянию на 2011 год он составлял около 21 года. Сложившееся положение вызывает серьезное беспокойство пассажиров», – говорится в записке.

Один из авторов Игорь Игошин заявляет, что на региональных линиях порой эксплуатируются устаревшие воздушные суда со сроком службы в 30 лет и более. Пассажиры, которые платят за авиабилеты совсем не маленькие деньги, имеют право на то, чтобы их перевозили на современных воздушных судах, считает он.

При этом, по данным открытых источников, средний возраст парка большинства крупнейших мировых авиакомпаний составляет приблизительно от 6 до 17 лет, а в некоторых случаях и ниже, говорится в записке. Это значит, что, несмотря на многочисленные заявления о безопасности старых самолетов, на практике ведущие мировые перевозчики не считают допустимым использовать их, указывают авторы.

Реализация этого законопроекта потребует соответствующего обновления парка воздушных судов отечественных авиакомпаний, отмечается в записке.

Это позволит сделать полеты российскими авиакомпаниями не только безопасней, но еще и дешевле, считают авторы проекта. «По данным Европейской ассоциации «дешевых» авиакомпаний, средний возраст их судов составляет менее пяти лет. Таким образом, наличие современных самолетов – один из ключевых факторов, позволяющих поддерживать низкие цены на билеты. А их отсутствие, соответственно, делает перелеты гораздо менее доступными, что и проявляется в России», – заявил Игошин.

Введение запрета на полеты 20-летних и старше судов только через пять лет Игошин объясняет необходимостью найти замену устаревшим самолетам, которые придется вывести из эксплуатации. Причем он не исключил, что дата запрета на старые самолеты при обсуждении ко второму чтению может быть сдвинута. Эту дату, по его словам, в любом случае нужно закрепить законом, что станет «мощным стимулом к развитию авиастроительной отрасли и в целом высокотехнологичного сектора отечественной экономики».

Некоторые эксперты поддержали идею депутатов запретить самолеты старше 20 лет. В частности, за такие меры ранее выступал главный научный сотрудник Института экономики РАН Никита Кричевский. Он ссылается на статистику. Если в России летают самолеты возрастом 20–25 лет, то средний возраст у самолетов авиакомпаний – лидеров по надежности перевозок в два–четыре раза меньше. Так, у Finnair средний возраст самолетов составляет 8,4 года, у Air New Zealand – 10,2 года, у гонконгской Cathay Pacific Airways – 11,4 года (согласно рейтингу Бюро по расследованию несчастных случаев на авиатранспорте).

Однако редактор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров с авторами законопроекта категорически не согласен. «В Америке по 40–50 лет самолеты летают, это считается нормальным. А наши депутаты не хотят слушать специалистов отрасли, которые объясняют, что безопасность не зависит от возраста самолета», – возмущается он.

В каких самолетах вы чувствуете себя более безопасно?






Проголосовать

«20-летний самолет, который недавно прошел капитальный ремонт, не отличается от нового. Его разбирают до винтика, оставляют пустой фюзеляж, просвечивают рентгеном и ультразвуком, заделывают все микротрещины, проверяют агрегаты и системы на стендах, там, где надо, меняют полностью, там, где можно, ремонтируют. Самолет фактически заново собирается в техцентре, – рассказывает Роман Гусаров. – После этого возрастной самолет ничем не отличается от того, который сошел с конвейера завода только что. И через такие капитальные ремонты самолет проходит несколько раз в течение своей жизни. Когда и как – это все регламентировано производителем. И наши органы контроля должны проверять, соблюдают ли авиакомпании все эти предписания, прописанные в сертификате судна».

«Нигде в мире нет подобных запретов. У каждого самолета есть сертификат, в котором говорится, сколько летных часов, отмечу, не календарных дней, а летных часов, каждый самолет имеет право летать, обеспечивая необходимый уровень безопасности. Причем что старый, что новый самолет должен находиться на одинаковом уровне безопасности при условии, что обслуживание этих судов происходит на надлежащем уровне, установленном производителем. А если авиакомпании нарушают обслуживание, то неважно, какой возраст у самолета – 5 или 20 лет. А выполнение должного обслуживания должны контролировать специальные регулирующие органы, которых у нас пруд пруди», – говорит газете ВЗГЛЯД эксперт.

«У нас такие неисправности у SSJ вылезают периодически, что мама не горюй. Он фору любому старому Boeing даст. Никто же не говорит запретить его эксплуатацию», – добавляет Гусаров.

«МАК уже сообщил, что нет никаких подтверждений того, что самолет «Татарстана» был неисправен, но они продолжают педалировать эту тему под предлогом лоббирования интересов нашего авиапрома. А наш авиапром лежит мертвым, у него нет ни моделей самолетов, которые нужны нашим авиаперевозчиками, ни способностей производить», – критикует проект собеседник газеты ВЗГЛЯД.

«У нас сегодня только два перевозчика из крупных имеют более-менее молодой парк. Это S7 и «Аэрофлот», все остальные летают на подержанных и очень подержанных самолетах. И нормально же летают. Причем «Аэрофлот» и Трансаэро входят в сотню самых безопасных авиакомпаний в мире. У «Аэрофлота» – новый парк, но у Трансаэро средний возраст парка – 17 лет. Это как объясняется? Значит, можно летать на подержанных самолетах, это безопасно», – отмечает Гусаров. Среди российских авиакомпаний у «Аэрофлота» самый молодой парк воздушных судов – в возрасте в среднем 5,6 года.

«Если запретить сейчас эксплуатацию самолетов старше 20 лет, то помрут все региональные авиакомпании, которые еще на советских самолетах летают, возраст которых точно больше 20 лет, а новых купить они не могут. Никто из крупных перевозчиков летать по этим линиям вместо них не будет, это убыточный сегмент рынка.

И крупные авиакомпании порежут так, что от них тоже ничего не останется. Мы для сдачи иностранцам готовим наш рынок? Мы и авиапром не поднимем, и российскую авиацию добьем», – прогнозирует развитие ситуации отраслевой эксперт.

«А на чем летать? У нас есть лишь SSJ-100, который рассчитан максимум на 98 пассажиров, а нам нужны самые массовые самолеты типа Boeing-737 на 100–200 мест. Но у нашего авиапрома в природе такого большого самолета нет. Все авиакомпании покупают новые, но нельзя сразу все 80 самолетов в парке поменять: это дорого, их еще построить надо», – объясняет эксперт.

При этом ему кажется странным желание депутатов ввести запрет не сейчас, а с 2017 года. «Получается, что до 2017 года на старых самолетах летать безопасно, а потом станет опасно? Если они за безопасность борются, то пусть докажут, что это опасно, и запретят. А тут получается, что это опасно, но вы пока летайте и убивайтесь. Двойная мораль», – резюмирует Роман Гусаров.

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

В Египте в ДТП с автобусом пострадал 21 турист из России
Темы дня

«План Трампа по Украине» радует адекватностью

Обещание Дональда Трампа завершить военный конфликт на Украине превратилось в предвыборный лозунг, а его напарник и кандидат в вице-президенты США Джей Ди Вэнс стал первым, кто раскрыл ключевые детали их с Трампом «плана». Получается, это самое адекватное предложение из всех, какие рождались на Западе по поводу конфликта.

США и Британия уклонились от прямого конфликта с Россией

Президент США Джо Байден и британский премьер Кир Стармер сохранили запрет для Украины на нанесение ударов западными ракетами вглубь российской территории. В том, что снятие запрета не отразится на ситуации на поле боя, ранее заявляли в Пентагоне. По мнению экспертов, США и другие страны НАТО боятся быть втянутыми в прямой конфликт с Россией, которая четко обозначила красную линию и обещает «реагировать так, чтобы мало не показалось».

Reuters: Киев передал Западу список целей в России для дальнобойных ударов

Антонов рассказал о звонках экс-чиновников США после заявлений Путина по Украине

Майкл Дуглас выразил сожаление из-за невозможности атаковать Россию ракетами НАТО

Новости

Освобожденные из плена российские военные прилетели в Москву (ВИДЕО)

Освобожденные из украинского плена 103 российских военнослужащих, захваченных ВСУ в Курской области, прилетели в Москву, сообщил телеканал «Звезда».

Бардов Никитиных уличили в подготовке подпольных концертов в России

Исполнители песен Татьяна и Сергей Никитины устраивают «подпольные» концерты в России, несмотря на поддержку Украины и жизнь в США, заявила член СПЧ Марина Ахмедова.

Иванишвили: Грузия извинится перед осетинами за войну 2008 года

Грузинское руководство извинится за развязанную бывшим президентом страны Михаилом Саакашвили в 2008 году войну между осетинами и грузинами, заявил почетный председатель правящей партии «Грузинская мечта» Бидзина Иванишвили.

Le Monde: Париж испугался предупреждения Путина о войне с НАТО

Французскую сторону обеспокоило высказывание президента России Владимира Путина о возможном участии НАТО в украинском конфликте, сообщил источник Le Monde.

У осужденного за хищение земель Минобороны нашли апартаменты у Кремля

При расследовании по делу бывшего замминистра обороны Тимура Иванова нашли апартаменты бизнесмена Сергея Бородина в историческом особняке у Кремля, говорится в судебных документах.

На Солнце произошла одна из самых сильных с 2017 года вспышек

В субботу на Солнце зафиксировали одну из самых сильных с 2017 года вспышек, заявили в Лаборатории солнечной астрономии ИКИ РАН и ИСЗФ СО РАН.

Посол России в Турции назвал главное препятствие для мирных переговоров

Украинская власть под предводительством Владимира Зеленского представляет собой главное препятствие в урегулировании, заявил российский посол в Турции Алексей Ерхов.

Белоусов поручил разобраться в ситуации с гибелью «Эрнеста» и «Гудвина»

Начальнику Генштаба ВС России Валерию Герасимову и военной контрразведке ФСБ предстоит разобраться в ситуации, вокруг гибели военных с позывными «Эрнест» и «Гудвин», такое поручение дал глава Минобороны Андрей Белоусов.

Aydinlik опубликовало фото с переговоров Украины с террористами

Представители украинских властей вели переговоры с террористами, чтобы привлечь их для противостояния с российской армией, турецкое издание Aydinlik опубликовало фото с переговоров.

Президенты Бразилии и Боливии решили посетить саммит БРИКС в Казани

Бразильский президент Лула Инасио да Силва отправится в Россию на саммит БРИКС в Казани в октябре, заявил посол страны в Москве Родриго де Лима Баэна Соарес, также саммит посетит президент Боливии Луис Арсе, сообщила боливийский посол Мария Луиса Рамос Урсагасте.

Дудь продал треть от запланированного числа билетов на круиз с Шацем и Noize MC

Журналист Юрий Дудь (признан в РФ СМИ-иноагентом) продал лишь треть от запланированного числа билетов на своем бизнес-туре.

В НАТО заявили об «оправданности» дальнобойных ударов по России

Разрешение киевскому режиму на использование дальнобойного оружия по целям в глубине России «оправдано с военной точки зрения», заявил глава военного комитета НАТО Роб Бауэр.
Мнения

Игорь Караулов: Человечность дает шанс на жизнь после войны

На вопрос о том, есть ли место гуманизму в картине взаимного уничтожения, которую представляет собой любая война, можно ответить: да, есть, в той мере, в какой мы предполагаем оставаться самими собой.

Дмитрий Бавырин: Эльфы пошли против Невзлина

Невзлин – это персонаж, которого проще всего сыграть актеру Дюжеву. Он ровно то же самое уже играл в «Бригаде», но нужно добавить амбиций параноидального манипулятора.

Андрей Перла: Мирного тыла больше нет

До сегодняшнего дня среди нас полно людей, полагающих, что мирный тыл существует, причем именно там, где они находятся. Но тыла нет и прежняя безопасность теперь – не более чем иллюзия.
Вопрос дня

Кто такие квадроберы?