Российское правительство в пятницу утвердило новый режим расчета пошлин на нефть и нефтепродукты 60/66. Постановление (№ 716) от 26 августа подписал премьер Владимир Путин. Новые ставки пошлин для нефтяных компаний вводятся с 1 октября.
Мазут будет менее выгодно производить, и станет более выгодно его перерабатывать и продавать светлые продукты
Реформа налогообложения нефтяной отрасли готовилась целых два года. Новый режим 60/66 унифицирует пошлины на экспорт нефти и экспорт нефтепродуктов.
Сейчас, согласно закону «О таможенном тарифе», пошлина рассчитывается по формуле: 29,2 доллара за тонну плюс 65% от разницы между ценой мониторинга и 182,5 доллара (эквивалент 25 долларов за баррель). По новой системе 65% в формуле будет заменено на 60% (первая цифра в названии проекта).
Вторая цифра в названии – это ставка экспортной пошлины на корзину нефтепродуктов в процентах от нефтяной пошлины. Сегодня ставка пошлин на корзину нефтепродуктов составляет 55% от нефтяной (70,7% на светлые и 38,1% на темные нефтепродукты). По новой системе пошлина на светлые и темные нефтепродукты будет уравнена до 66% от нефтяной пошлины (коэффициент 0,66). При этом ставка пошлины на бензин составит 90% (коэффициент 0,9).
Новые коэффициенты устанавливаются до 2015 года. После 2015 года к ставке на темные нефтепродукты (на мазут, смазочные масла, отработанные нефтепродукты и нефтяной кокс) будет применяться коэффициент 1, то есть она будет равна ставке пошлины на нефть. Для светлых нефтепродуктов и бензина сохраняются коэффициенты 0,66 и 0,9.
По словам Сечина, введение этой системы пошлин не приведет к появлению выпадающих доходов из бюджета. «Мы совместно с Министерством финансов посчитали, что здесь не будет выпадения бюджетных доходов. Это решение достаточно сбалансировано. При снижении пошлины на нефть с 65% в текущем режиме до 60% и при поднятии пошлины на темные нефтепродукты с 46,7% до 66% мы получаем примерно равновесную картину, когда по темным нефтепродуктам разница получится примерно чуть выше 19%, и она сбалансирует нам выпадение доходов по сырой нефти», – цитирует вице-премьера «Интерфакс».
Таким образом, экспортная пошлина на нефть будет снижена, а экспортная пошлина на нефтепродукты вырастет. Такая система увеличивает налоговую нагрузку на нефтепереработку, что делает невыгодным экспорт мазута и должно заставить компании инвестировать в модернизацию переработки для удовлетворения внутреннего спроса на бензин. Новая система позволит также стимулировать добычу нефти и производство более качественных светлых нефтепродуктов, рассчитывает правительство.
Новые стимулы
«Государство дает правильные экономические стимулы отрасли», – считает отраслевой аналитик «ИФД Капиталъ» Виталий Крюков. По его словам, в предыдущие годы экономические стимулы были неверными: была сильно снижена экспортная пошлина на мазут (темные продукты), и государство полагало, что получаемый дополнительный доход от низкой пошлины компании будут вкладывать в модернизацию НПЗ. Однако этого не произошло.
«Нефтяные компании наоборот стабильно увеличивали производство мазута, вместо того чтобы вкладывать в переработку и нарастить производство более качественных светлых продуктов. Лишь небольшую часть дополнительной прибыли они вкладывали в модернизацию НПЗ. В целом дела в отрасли были плачевные: все стремились получить сверхприбыли и тратить их на другие цели», – напоминает Виталий Крюков.
Владимир Путин в последнее время активно журил нефтяников за такое поведение. Если модернизация НПЗ и происходила, то лишь поверхностная – по оценке Ростехнадзора, обновление технологий при этом недостаточное, фактически компании меняют лишь отдельные узлы и детали.
Лишь некоторые компании активно вкладывали в модернизацию НПЗ в последние годы. Среди них ЛУКОЙЛ, Башнефть и «Газпром нефть». «Татнефть вкладывала в строительство НПЗ, но сильно превысила изначальную смету, и первые годы у них будет выход темных продуктов, то есть низкокачественного сырья», – добавляет он.
Как говорил недавно глава Минэнерго Сергей Шматко, проблемы с модернизацией НПЗ имеются у Роснефти и «Газпром нефтехим Салават», тогда как у ЛУКОЙЛа и «Газпром нефти» таких сложностей нет. Между тем Шматко защитил нефтяников, заявив, что проблемы с модернизацией НПЗ у них возникли из-за смены собственников заводов, которая произошла за последние пять лет.
#{smallinfographicleft=457416}Выравнивание пошлин на светлые и темные нефтепродукты по новому налоговому режиму создает реальные экономические стимулы для нефтяников инвестировать в переработку и модернизацию НПЗ. «В связи с новым налоговым режимом мазут будет менее выгодно производить и станет более выгодно его перерабатывать и продавать светлые продукты. Это заставит компании строить новые установки для выпуска более качественного продукта, что очень правильно», – отмечает эксперт «ИФД Капиталъ».
По его мнению, государство задало правильный вектор отрасли, однако этих стимулов недостаточно. «Необходимо также провести более глубокую дифференциацию акцизов на топливо в зависимости от качества. На топливо Евро-2 должны быть значимо более высокие акцизы, чем на топливо Евро-3 и Евро-4. Сейчас разница акцизов не столь сильная», – считает эксперт.
От нового налогового режима могут пострадать те компании, которые полностью не обеспечены сырьем и вынуждены покупать нефть на внутреннем рынке, замечает Крюков. Дело в том, что по экспортному эквиваленту снижение экспортной пошлины на нефть автоматически приводит к скачку внутренних цен на нефть. Так, пострадать может Башнефть, у которой имеется избыток перерабатывающих и дефицит добывающих мощностей. Ранее сообщалось, что Татнефть и Башнефть могут получить убытки в 8–9 млрд рублей от введения новой системы налогообложения.
Впрочем, Сечин в пятницу уверил, что нефтяные компании будут предпринимать меры, которые не позволят дестабилизировать ситуацию с поставками нефти на внутренний рынок. «Мы с компаниями договорились о том, что они будут строго контролировать стабилизацию цен по сырой нефти на внутреннем рынке», – отметил он.
«Если процесс роста внутренних цен в связи со снижением пошлины будет проходить сдержанно, как обещает Сечин, тогда это будет позитивным стимулом для той же Башнефти и других нефтяных компаний, которым приходится покупать большие объемы нефти на внутреннем рынке», – говорит Виталий Крюков. Сдерживание роста внутренних цен на нефть будет позитивным моментом также для тех компаний, у которых в экспорте доминируют светлые продукты, добавляет он.
Прописанное в постановлении выравнивание пошлин на мазут и нефть с 2015 года также является экономическим стимулом для нефтяников как можно сильнее снизить объемы производства мазута и как можно больше строить установки по производству светлых продуктов, чтобы избежать прямых убытков. «Это серьезный шаг со стороны правительства», – считает эксперт.
«Но, на мой взгляд, к 2015 году все компании вряд ли успеют. Четыре года – это крайне сжатые сроки для того, чтобы увеличить глубину нефтепереработки с 71% до 90–95% в идеале. Фронт работы уж очень большой. К тому же компаниям приходится сталкиваться с бюрократическими трудностями: на получение визы на строительство новых установок требуется много времени», – считает Виталий Крюков.
«Конечно, нефтяники будут стремиться к этому, чтобы не нести потом прямые убытки. В этом году видно, как компании бюджетируют большие средства на переработку. Такой инвестиционной активности в перерабатывающей нефтяной отрасли мы не видели уже долгие годы», – заключает эксперт.
Ранее глава Минэнерго говорил, что нефтяники намерены вложить в углубление нефтепереработки как минимум 569 млрд рублей до 2015 года. При реализации их планов модернизации НПЗ к 2015 году компании должны выйти на переработку 255 млн тонн нефти в год с выходом светлых нефтепродуктов в объеме 172,1 млн тонн. Предполагается, что в результате модернизации российских нефтеперерабатывающих мощностей производство бензина Евро-4 и Евро-5 вырастет с 17% от общего ежегодного объема производства в 2012 году до 84% к концу 2015 года.