На 2012 год заложен дефицит бюджета в 1,5% ВВП против 0,1% ВВП в 2011 году. Этот бюджет отличает колоссальный рост расходов, которые вырастут почти на 15%, или 1,68 трлн рублей по сравнению с этим годом. Так, в 2012 году государство планирует потратить 12,7 трлн рублей против 11,02 трлн рублей в этом году.
#{smallinfographicleft=435845}Растут военные расходы на фоне снижения затрат на образование, здравоохранение и ЖКХ. Если в 2011 году на национальную оборону, национальную безопасность, правоохранительные органы и секретные статьи в совокупности приходится 27,4% всех расходов, то в 2012 году их доля увеличивается до 30,4%, посчитал директор стратегического департамента ФБК* Игорь Николаев.
Расходы на нацбезопасность и правоохранительную деятельность увеличатся на 600 млрд рублей, расходы на национальную оборону – на 300 млрд рублей по сравнению с 2011 годом. Эти 900 млрд рублей фактически и составляют дефицит, который заложен в бюджете на 2012 год, отмечает руководитель экономического департамента Института энергетики и финансов Марсель Салихов.
Все бы ничего, если бы Россия была одна на Земле и ее экономика не зависела от мировой конъюнктуры. Для России она пока благоприятна, несмотря на долговой кризис в Европе и замедление темпов роста крупнейшей мировой экономики США. Благоприятна, потому что цены на нефть остаются на уровне 100 долларов за баррель. Именно такая стоимость нефти и заложена в бюджете на 2012 год.
«Даже при такой высокой цене нефти в 100 долларов за баррель расходы превышают доходы и бюджет дефицитный. Это говорит о неконсервативном бюджетном планировании. Почему – это вопрос политической воли. В предвыборный год традиционно увеличиваются расходы для привлечения электората. Однако в бюджете на 2012 год серьезно растут расходы на оборонку, которые к электорату не имеют никакого отношения», – говорит газете ВЗГЛЯД ведущий эксперт «Экономической экспертной группы» Александра Суслина.
Рискованные 100 долларов
Бюджет на 2012 год верстался при цене нефти в 100 долларов за баррель, и в этом состоит главный риск для и так не сбалансированного бюджета России, указывают эксперты. «Если цены на нефть упадут, снизится спрос на наши энергоресурсы или в мире разразится вторая волна кризиса, произойдет картина, которую мы уже наблюдали в 2009 году», – замечает Суслина.
Тогда вместо запланированной в бюджете цены на нефть в 95 долларов за баррель среднегодовая цена оказалась на уровне 61 доллара за баррель. «В итоге вместо запланированного бюджета с профицитом мы получили огромный дефицит почти в 6% ВВП, и если бы не накопленный Резервный фонд, мы бы оказались в большой долговой яме», – напоминает Суслина.
Однако сейчас картина несколько отлична от ситуации 2009 года. Бюджет на 2012 год изначально дефицитный, расходов больше, а подушка безопасности в виде Резервного фонда существенно меньше. Если при прогнозной цене в 100 долларов дефицит бюджета в 2012 году ожидается в 1,5% ВВП, то при падении цен на нефть до 60 долларов дефицит может оказаться 5,5% ВВП.
Резервы страны гораздо ниже, чем были перед кризисом 2008 года: на 1 сентября этого года они оцениваются в 773 млрд рублей, тогда как в марте 2009 года было 4,9 трлн рублей, замечает Игорь Николаев из ФБК. «Хватит ли этих денег? Если на мировых рынках произойдет что-то плохое, то уже в 2012 году объемы Резервного фонда могут быть потрачены», – считает он.
Подушки безопасности, которая помогла России в кризисный 2009 год, сейчас нет. Правительство это, конечно, понимает, планируя наращивать Резервный фонд к 2014 году до 4 трлн рублей. Однако если «что-то плохое» случится в следующем году, придется искать иной выход.
С пометкой «срочно»
При снижении цен на нефть и расходовании остатков Резервного фонда новое правительство столкнется с необходимостью затянуть пояс и срочно искать источники дополнительных доходов. «Первое, что придет в голову, – это налоги. Второе – внешние займы. Третье – то, что в Европе вызывает социальный протест, секвестирование бюджета», – замечает Суслина.
Повышение налогов отпугнет инвесторов и не позволит идти по пути объявленной модернизации экономики. Впрочем, пока правительство не особо горит желанием использовать этот болезненный ресурс и даже пошло на снижение страховых взносов с 2012 года.
Наиболее вероятный вариант действия правительства в 2012 году – увеличение заимствований. В планах нарастить госдолг в 2012 году до 17% ВВП, что в принципе критичным не является, так как для многих развитых стран нормальным считается и госдолг в 40–60% ВВП. Вот только и тут есть риски. «Если у нас уже не будет резервной подушки, то международное сообщество не будет так легко давать нам займы. К тому же если будет кризис, условия и проценты по займам станут менее привлекательными», – указывает Александра Суслина.
Если, скажем, кризис в Европе перерастет в кризис суверенных долговых обязательств и перекинется на банковский, к чему уже есть все предпосылки, кто, собственно, даст России в долг?
Сотрудник лаборатории макроэкономического анализа НИУ ВШЭ Дмитрий Веселов считает, что правительству уже сейчас не мешало бы заняться заимствованиями, пока цена на нефть не обрушилась, а процентные ставки по кредитам невысокие. «Тогда займ по низким ставкам может оказаться даже полезным, так как создаст страховку на будущее», – отмечает он.
Третий вариант выхода из ситуации – секвестр уже заложенных в бюджете расходов. «Это всегда болезненный процесс. В данном случае, к сожалению, обычно срезаются продуктивные расходы. Это расходы на национальную экономику, госинвестиции. Непродуктивные расходы – на социалку, пенсии и т.п. – тяжело снизить, и вряд ли правительство на это пойдет. Уменьшение же объема госинвестиций выльется в снижение темпов роста экономики», – говорит Александра Суслина.
Если цены на нефть упадут до 60 долларов, расходы придется урезать на 2,5% ВВП, то есть на 1,35 трлн рублей, посчитал экс-министр финансов Алексей Кудрин. «Для сравнения: 1,35 трлн – это все, что запланировано в федеральном бюджете следующего года на образование, здравоохранение и культуру, плюс половина дотаций регионам», – говорит Кудрин.
Перед правительством стоит выбор: либо затянуть пояс, чтобы Россия смогла пережить возможное ухудшение мировой конъюнктуры без серьезных потрясений, либо двигаться в сторону экономического роста, оснащения армии, повышения пенсий и зарплат и модернизации промышленности.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ