Скоростной поезд «Сапсан», возможно, свяжет Россию и Украину в ближайшем будущем. Об этом сообщил посол Украины в РФ Владимир Ельченко на встрече с губернатором Петербурга Валентиной Матвиенко в четверг.
Пока не появится специальный путь до Киева, до Минска, не будут эти поезда особенно востребованы
На прошлой неделе, рассказал Ельченко, он встречался с президентом ОАО «РЖД» Владимиром Якуниным. «Он сказал, что они хотят пустить «Сапсан» на Киев», – отметил посол, передает «Интерфакс».
В июне глава РЖД Владимир Якунин и министр транспорта Украины Константин Ефименко подписали соглашение о развитии скоростного железнодорожного движения между странами. В частности, речь шла о маршрутах Москва – Киев, Москва – Адлер (через Харьков) и Москва – Симферополь.
Экспрессы «Сапсан» начали курсировать с 17 декабря 2009 года между Москвой и Питером, с 30 июля 2010 года – по маршруту Петербург – Москва – Нижний Новгород и обратно.
Расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга (650 километров) «Сапсан» преодолевает за три часа 45 минут. Время в пути между Москвой и Нижним Новгородом чуть больше – три часа 55 минут. Между тем ранее добраться из одного города в другой можно было минимум за пять часов 30 минут.
Если «Сапсан» начнет курсировать в Киев, среднее время в пути из Москвы до столицы Украины (850 километров) в идеале может сократиться с 12–14 часов до пяти часов.
Все бы хорошо, однако загвоздка в том, что «Сапсан» – это не столько поезд, сколько целая система, то есть сам состав и инфраструктура, отмечают эксперты.
«Учитывая текущее состояние этой системы и в частности инфраструктуры, этот поезд идет со скоростью 150 километров в час. Соответственно, до Киева он будет идти пять часов. До Минска, если вдруг появится подобный проект, он будет идти более четырех часов», – комментирует генеральный директор компании «ФинЭкспертиза Консалтинг» Дмитрий Шустерняк.
Однако, считает эксперт, пока в России не появится инфраструктура, позволяющая поездам двигаться со скоростью как минимум 200 километров в час, скоростные поезда до Киева и до Минска пускать не имеет смысла.
«Максимальное разумное расстояние, на которое должны ходить эти поезда, – около 300 километров», – считает Шустерняк. При существующей инфраструктуре «Сапсаны» должны ходить в Смоленск, Ярославль, Тверь – туда можно добраться всего за два часа. Это удобно. А вот расстояния, которые преодолеваются более чем за 2–2,5 часа на таком поезде, по мнению Шустерняка, не для «Сапсана».
«Если я сейчас поеду, допустим, в Киев, я буду ехать пять часов. Это даже в том случае, если они решат вопрос с пограничным контролем, то есть его можно будет пройти на ходу. Но все эти пять часов я буду сидеть в неудобном кресле, – поясняет эксперт. – Что бы там ни говорили, кресла в «Сапсане» неудобные. Я коленками упираюсь. Но у меня есть альтернатива: купить билет на ночной поезд, сесть вечером в вагон, лечь спать и утром проснуться уже в Киеве».
Впрочем, дело не в поездах – сам по себе «Сапсан» может ехать и быстрее. Проблема именно в инфраструктуре.
«Колея не позволяет, состояние железного полотна не позволяет. Поэтому чтобы получилось истинное высокоскоростное сообщение с Питером (не 4, а 2–2,5 часа), это должен быть специальный путь. И вот пока такой путь не появится до Киева, до Минска, до других отдаленных пунктов, не будут эти поезда особенно востребованы», – делает вывод эксперт.
«Сапсан», напомним, получил свое название в честь самой быстрой птицы на планете – сапсана, который способен развивать скорость свыше 322 километров в час. Контракт на поставку восьми поездов серии Velaro RUS («Сапсан») был подписан между РЖД и департаментом транспортных систем компании Siemens в мае 2006 года. Стоимость контракта – 276 млн евро. В апреле 2007 года подписан договор технического обслуживания поездов в течение 30 лет на сумму 354,1 млн евро.