Миллер-разрушитель
Это делает традиционный природный газ уникальным источником энергии, способным обеспечивать энергетическую безопасность в глобальном масштабе
Выступая на конференции в рамках 13-го ежегодного общего собрания Европейского делового конгресса в Каннах, председатель правления Газпрома Алексей Миллер заявил, что сланцевый газ - это всего лишь один из элементов балансировки газового рынка, он не сможет отменить важнейшей роли природного газа в мире. Свое выступление он сравнил с телепрограммой «Разрушители легенд».
Он отметил, что «даже лидер по добыче сланцевого газа - США - за счет этого источника лишь покрывает падение добычи на своих традиционных месторождениях».
«Очевидно, что и на других рынках сланцевый газ будет играть роль дополняющего источника ресурсов в региональном газовом балансе, - цитирует Миллера «Интерфакс». - Конечно же, это важная и полезная роль. Дополнительные возможности балансировки газовых рынков еще никому не мешали. Но если вам понравилась фуа-гра, это еще не значит, что обычные бифштексы больше не нужны. Сланцевый газ будет играть очень важную и полезную роль балансировки газовых рынков в региональном масштабе, но для возведения его на трон нет оснований».
«Совершенно разные ниши»
Алексей Миллер уверен, что сланцевый и природный газы занимают совершенно разные рыночные ниши. Например, в силу специфики технологии добычи сланцевого газа его следует рассматривать только как локальный источник ресурсов.
Миллер отметил, что, с одной стороны, себестоимость самой скважины довольно низка, однако, с другой стороны, необходимость постоянного перехода на новые площади разработки приводит к большому объему эксплуатационного бурения и, соответственно, к высокой капиталоемкости проектов.
«У традиционного природного газа особая рыночная ниша. Проверенные временем технологии добычи, надежные методы определения извлекаемых запасов, измеряемые десятилетиями сроки эксплуатации промыслов при стабильном уровне добычи - все это делает традиционный природный газ уникальным источником энергии, способным обеспечивать энергетическую безопасность в глобальном масштабе!» - отметил Миллер.
По его мнению, повышенное внимание к сланцевому газу в последнее время объясняется совпадением трех факторов: ростом его доли в газовом балансе США, вводом в эксплуатацию значительных мощностей по добыче и сжижению газа в мире и одновременным снижением общего спроса на газ из-за мирового финансово-экономического кризиса.
Популярность сланца будет недолгой
Вместе с тем Миллер считает, что dolce vita для сланца продлится недолго. «Очевидно, что это сочетание факторов - временное. Так, по итогам первого квартала добыча газа в США (мы за этой статистикой следим очень внимательно) практически не изменилась, а импорт СПГ вырос на 60%», - сообщил Миллер.
По его словам, ввод мощностей по сжижению газа в мире в 2008 году составил 11,4 млн тонн, в 2009 году - 15,6 млн тонн, а на текущий год запланировано ввести не более 1,4 млн тонн новой мощности по производству СПГ. При этом спрос на газ восстанавливается. «Так что условий для того, чтобы по итогам года сланцевый газ показал новые рекорды, уже не существует», - аргументирует Миллер.
«Есть доля правда в его словах»
Американские компании поставили себя в тупик, выйдя с большим предложением сланцевого газа на рынок
Отраслевые эксперты согласны с аргументами Алексея Миллера. «Думаю, что есть доля правды в его словах. Ведь окончательно никто не знает, каковы запасы сланцевого газа и себестоимость добычи газа, - комментирует аналитик Банка Москвы Сергей Вахрамеев. - До кризиса американские компании, которые занимаются добычей сланцевого газа, были убыточными, поскольку большие расходы приходились на запуск новых проектов, а добыча не была такой масштабной. Сейчас ситуация изменилась, предложение сланцевого газа на рынке очень большое, поэтому американские компании только недавно вышли на окупаемость».
В то же время, по мнению эксперта, окупаемость добычи сланцевого газа не так уж устойчива. «Здесь есть проблема. Для того чтобы компании, добывающие сланцевый газ, были рентабельными, себестоимость его должна быть на уровне 200 долларов за тысячу кубометров газа, - говорит Сергей Вахрамеев. - Фактически спотовая цена на простой газ сейчас находится на уровне чуть больше 200 долларов за тысячу кубометров. Таким образом, американские компании поставили себя в тупик, выйдя с большим предложением сланцевого газа на рынок. Как они будут выживать при дальнейшем снижении цен, пока неясно».
«Маржа составляет порядка 40% от стоимости»
Сергей Вахрамеев также считает, что низкая себестоимость добычи сланцевого газа не больше чем миф, который разрушается обычным сравнением цен.«Себестоимость добычи сланцевого газа несколько выше, чем простого. Так, например, концерн «Новатэк» продает газ на внутреннем рынке за 85 долларов за тысячу кубометров. При этом маржа составляет порядка 40% от стоимости. То есть, в любом случае, судя по ценам, стоимость добычи обычного природного газа намного ниже», - аргументирует Сергей Вахрамеев.
Впрочем, ряд экспертов разделяют другую точку зрения. «Тенденция такова, что себестоимость сланцевого газа постоянно снижается, тогда как затраты Газпрома растут, - комментирует газете ВЗГЛЯД директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. - Поэтому не нужно вкладывать лишние деньги в тот же Штокман, поскольку себестоимость развития Штокманского месторождения выше, чем самая высокая стоимость добычи сланцевого газа».
Тем более что крупнейшие нефтяные компании, включая ExxonMobil и Royal Dutch Shell, получили лицензии на поиск сланцевого газа в Швеции, Польше, Германии и Франции. Таким образом, сланцевый газ может вскоре прийти в Европу, изменив баланс сил в ее отношениях с Россией.
Сланец не угроза Газпрому
Однако Алексей Миллер не считает, что это представляет угрозу стратегическим интересам Газпрома в Европе. Например, он уверен, что нынешнее падение спроса на природный газ, которое наблюдается последние полтора месяца, связано только с экономическим кризисом еврозоны.
«Если в конце 2009 года и первой трети 2010 года мы наблюдали динамичный рост спроса на газ в странах ЕС, то ситуация с его потреблением в мае ухудшит эту позитивную тенденцию. Мы видим, что финансовые проблемы в еврозоне начали оказывать влияние и на энергетические рынки», - отметил Миллер.
Как свидетельствует российская отраслевая статистика, со второй недели мая добыча Газпрома начала отставать от плана, в настоящее время отставание составляет около четверти миллиарда кубометров в сутки.
«Тем не менее мы уверены, что в долгосрочной перспективе спрос на газ в Европе будет только расти, при этом ее собственная добыча - стремительно падать. Независимые прогнозы показывают, что к 2020 году Европа столкнется с ростом импорта до 415 млрд кубометров в год, который к 2030 году увеличится до 500 млрд кубометров», - добавил глава Газпрома.