В первом квартале 2009 года рекламный рынок в России сократился на 29%. Такие данные огласил председатель комитета Торгово-промышленной палаты (ТПП) России Борис Школьников, сообщает РИА «Новости».
Клиенты стали более внимательны
«В нынешних условиях, во-первых, следует особо тщательно следить за соблюдением правил работы на рынке, во-вторых, делать ставку на креативность, на новые идеи; кризис – это еще и возможность отсеять посредственность и серость», – цитирует агентство слова Школьникова.
Эти цифры согласуются с данными Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), представленными в мае 2009 года.
По расчетам этой организации, в первом квартале 2009 года объем рекламного рынка сократился на 29% и составил 41,5–42,5 млрд рублей.
Наиболее острым, по данным экспертов, стало падение рекламы в печати – объем этого рынка в денежном выражении сократился на 42%. На 38% рекламы стало меньше на радио, на 36% – на улицах. На телевидении ее стало меньше на 20%, в Интернете (без учета контекстной рекламы) – на 15%.
Такое резкое падение в отрасли связывают, в первую очередь, с финансовым кризисом, заставившим многие компании сократить или полностью отказаться от рекламных кампаний.
Однако представители АКАР в своем отчете выражают мнение, что падение в первом квартале было «ожидаемым», а сейчас рынок «стабилизировался» и даже «начал отыгрывать позиции».
На конференции ТПП в среду были озвучены и прогнозы экспертов отрасли на весь предстоящий год. Глава Национальной рекламной ассоциации Николай Еремин посчитал, что рынок сократится на 50%. Впрочем, эти оценки кажутся пессимистичными: международная сеть Zenith Optimedia в своем прогнозе, сделанном в апреле 2009 года, предположила, что рынок сократится на 15–24%. Агентство Carat называет цифру падения в 8,6%, Group M – 22%.
Игроки рынка не считают, что прогнозы падения рынка наполовину реалистичны.
«Такое схлопывание рынка приведет к полному изменению ландшафта, к грандиозным структурным изменениям», – уверен генеральный директор агентства «Медианет» Антон Ефимов.
По его словам, такие цифры падения возможны лишь в отдельных сегментах рынка и у конкретных клиентов. «Рынок рекламы и его развитие будут зависеть от реализации экономических сценариев, поэтому сказать о том, что будет в конце 2009 года, сейчас сложно», – заявил ВЗГЛЯДу Ефимов.
При этом многие согласны, что кризис приведет к изменению рынка.
«Конечно, кризис – это не только снижение объемов, это еще и изменение подходов к рекламированию», – уверен Ефимов.
По его словам, клиенты рекламных агентств стали более внимательны, они стали требовать от своих агентов более эффективного планирования. «Это позитивно для рынка, на нем останутся лишь самые активные и способные к адаптации игроки», – считает эксперт.