Все выше и выше
Согласно исследованию PricewaterhouseCoopers, по итогам 2009 года зарплаты повысились у сотрудников 34 банков. Учитывая, что всего в опросе приняли участие 68 крупнейших банков, можно прийти к выводу, что в среднем в этом году зарплаты повысились в каждом втором действующем в России серьезном банке.
Зарплата в российских банках ниже, чем в иностранных кредитных организациях
Что касается конкретной суммы, то, как подсчитали в PwC, в среднем зарплаты в банковском секторе выросли на 11%. В то же время были случаи урезания зарплаты: в шести банках снизились заработки топ-менеджеров, в семи − менеджеров среднего звена и в четырех − рядового персонала. В среднем снижение составило около 10%.
Сегрегация по национальному признаку
Как подсчитали эксперты PricewaterhouseCoopers, в целом зарплата в российских банках пока ниже, чем в иностранных кредитных организациях. При этом, по сравнению с прошлым годом, соответствующий разрыв снизился до 7%. Зато в российских банках председатели правлений и их заместители зарабатывали на 20% больше своих иностранных коллег (год назад этот разрыв составлял 10%).
«Для глобальных банков их российские подразделения лишь небольшая часть бизнеса, их руководители не могут зарабатывать столько же, сколько те, что работают в центральных офисах, − цитирует газета «Ведомости» менеджера отдела консультационных услуг по управлению персоналом PwC Ольгу Шестакову. − Руководители российских крупных банков управляют штаб-квартирами, и, соответственно, их заработки больше».
Если говорить о бонусах, то, по данным PwC, число получивших их сотрудников банков сократилось на фоне кризиса лишь на 11%. Размеры бонусов для сотрудников фронт- и мидл-офисов уменьшились по сравнению с прошлогодними показателями на 9% и 17% соответственно. Зато бонусы для сотрудников бэк-офиса и вспомогательных подразделений выросли соответственно на 7% и 4%. В среднем же размер общего бонусного вознаграждения снизился всего на 4%.
Атака на бонусы
Если в России банковские бонусы растут, то на Западе, наоборот, делают все, чтобы ограничить их размер. В частности, бонусная тема поднималась на встрече G20 в конце сентября. Тогда председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу заявил, что «европейцы шокированы поведением банкиров, которые тратят деньги налогоплательщиков на выплату непомерных премий». С призывом к мировому сообществу сократить банковские бонусы со страниц газеты Wall Street Journal обратились президент Франции Николя Саркози и премьер-министр Великобритании Гордон Браун.
В результате власти Великобритании решили ввести единовременный налог 50% на бонусы служащих, в том числе банкиров. Налог будет взиматься с суммы бонуса, превышающей 25 тыс. фунтов (41 тыс. долларов), вне зависимости от того, в какой форме выплачено вознаграждение. В британском Минфине ожидают, что введение налога позволит государству привлечь порядка 500 млн фунтов и коснется 20 тыс. банковских сотрудников.
Если человек получает большие бонусы, он рискует не своими деньгами, а, в случае наших госбанков, вообще государственными
В свою очередь, глава США Барак Обама подверг критике тех банкиров, которые хотят выписать себе многомиллионные премии, хотя совсем недавно лишь финансовая помощь со стороны государства помогла им избежать краха.
«Я не для того боролся за Белый дом, чтобы оказывать помощь кучке банкиров − «жирных котов» с Уолл-стрит», − отметил он в интервью телекомпании CBS, показанном в прошлое воскресенье.
Снизить бонусы? Не дождетесь!
Пока Запад активно ведет борьбу с бонусами, в России до столь жесткого регулирования «бонусного вопроса» дело пока не дошло − власти страны ограничиваются словами. Так, в начале апреля текущего года президент России Дмитрий Медведев посоветовал руководителям корпораций, получающих господдержку, и государственных компаний «вести себя прилично» и ограничить себя в размерах бонусов.
Намек был понят: вскоре после этого заявления министр финансов Алексей Кудрин на съезде Ассоциации российских банков сообщил, что топ-менеджеры российских госкомпаний, госбанков и госкорпораций останутся без больших бонусов на несколько лет.
Хотя это, конечно, что подразумевать под словом «большие». Так, согласно отчету ВТБ за 2008 год, с учетом текущих рыночных условий банк решил не выплачивать бонусы членам правления по итогам года. С другой стороны, зарплаты и премии членов правления в прошлом году составили 533,919 млн рублей (за первые шесть месяцев 2009 года − 120,089 млн рублей).
Еще несколько примеров: банк «Уралсиб» в первом полугодии 2009 года выплатил правлению 271,4 млн рублей − в три раза больше, чем за тот же период 2008 года. Банк Москвы тогда же увеличил выплаты правлению на 73% − до 298 млн рублей. При этом банками с самыми щедрыми бонусами, как сообщил газете ВЗГЛЯД источник в Ассоциации российских банков, можно назвать Банк Москвы, Газпромбанк, Уралсиб, Юникредит и Альфа-Банк.
Правильный шаг
Отраслевые эксперты уверены: от законодательного ограничения бонусов финансовая сфера только выиграет. «Проблема регулирования бонусов имеет психологический характер. Если человек получает большие бонусы, он рискует не своими деньгами, а, в случае наших госбанков, вообще государственными», − считает главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин.
По словам эксперта, если у управленца маленькие бонусы, он уже менее склонен к большим рискам, потому что его личная прибыль меньше, а риски того, что он потеряет работу или его понизят в должности, остаются. Поэтому и проводится политика регулирования бонусов. Кроме того, чем меньше бонусы, тем большие деньги акционеры могут направлять на пополнение капитала.
Гораздо менее политкорректно высказывается источник газеты ВЗГЛЯД в Счетной палате. «Это на Западе бонусы платят по итогам работы, а у нас чаще всего их выдают за лояльность, – говорит он. – Не секрет, что практикой работы многих банков в России стали «откаты», протекционизм отдельным заемщикам и «серые» схемы ухода от налогов. Вот за то, чтобы сотрудники про это особо не распространялись, нередко и дают бонусы».