«Есть серьезные основания считать, что финансовые институты справились с главной волной кризиса, в первую очередь в США. Таким образом, худшее позади», – приводит ИТАР-ТАСС слова Стросс-Кана.
Финансовый кризис, как и ослабление доллара, к лету закончится. При этом кризис никак не скажется на России
Глава МВФ видит теперь главную проблему в последствиях финансового кризиса для реальной экономики, «которые будут довлеть над глобальной экономикой еще в течение нескольких триместров».
Последствия известны – потеря денег рядом банков. Ключевым поворотом в борьбе с кризисом аналитики, вслед за Уорреном Баффетом, называют спасение Bear Stearns – главную жертву ипотечного кризиса. Теперь стало известно, во что обойдется это уполномоченному американскими властями спасателю – банку JP Morgan Chase & Co.
В 9 млрд долларов (а не в шесть, как думали). Кроме того, JP Morgan думает об увольнении от 3 до 4 тыс. своих специалистов и таким образом освободит рабочие места для 1,5–2 тыс. спецов из Bear Stearns. Этот выгодный для банка чейндж – и сэкономить на зарплатах, и привлечь более классных аналитиков – будет очень трудно совершить, учитывая довольно жесткое трудовое законодательство США.
Информация же о списаниях в ряде европейских и американских банков поступает и еще будет поступать – это тоже последствия кризиса. А вот рынок жилья в США оправляется от ипотечной бури, продажи недвижимости восстанавливаются. Хотя цены растут не так стремительно, как хотелось бы американским риелторам.
Еще в начале апреля МВФ давал иной, более мрачный прогноз. В своем докладе «Перспективы мировой экономики» фонд предостерегал, что ипотечный кризис в США перерос в «сильнейший удар по финансовой сфере со времен Великой депрессии», что существует вероятность того, что он повлечет за собой рецессию глобального масштаба.
Штатный катастрофист Джордж Сорос тоже поспешил дать ряд интервью, в которых он предрекал большие беды. Впрочем, это не помешало Соросу заработать на падающих рынках – он, в общем, и есть специалист по извлечению доходов из падений.
Хор пессимистов множился день ото дня. Гораздо меньше было тех экспертов, которые призывали не трагедизировать ситуацию. Один из них – и он оказался самым точным в прогнозе – экс-министр финансов России Александр Лившиц.
Еще в конце января Лившиц сказал просто: «Финансовый кризис, как и ослабление доллара, к лету закончится. При этом кризис никак не скажется на России». Как в воду глядел.
К началу лета мы имеем признание МВФ. Доллар растет. А этот рост сказывается на цене нефти – она идет вниз. Опять пострадал Иран. То он поспешил перейти на торговлю нефтью на евро. А в четверг даже заявил о возможном сокращении добычи тяжелых сортов нефти, так как испытывает сложности в сбыте добытого сырья.
К началу мая Иран хранил в наливных танкерах около 20 млн баррелей тяжелой нефти, которую никак не мог продать. Аналитики говорят, что в краткосрочной перспективе можно ожидать продолжения дальнейшего снижения цены на нефть.
В четверг же наблюдался рост фьючерсов на индексы США. Игроки ожидают хорошую макроэкономическую статистику. И выступления председателя ФРС Бена Бернанке и президента ФРБ Чикаго Чарльза Эванса.
То есть в заочном споре Лившица и МВФ выиграл наш экс-министр.
Все эти новости и позволили в четверг же министру экономики Эльвире Набиуллиной уверенно докладывать прогноз на заседании правительства.
В том числе говорить о том, что нет необходимости отказываться от повышения тарифов естественных монополий, так как с их учетом и запланирована инфляция, которая не превысит 10,5%.