По словам министра финансов Якутии Айсена Николаева, Российский фонд федерального имущества консолидирует до 50% плюс 1 акция АЛРОСА к концу 2006 года. «До конца года вопрос о федерализации АЛРОСА будет решен, и доля РФФИ в капитале компании составит 50% плюс одна акция, – объявил министр. – У Якутии останутся те 40% акций, которые она имеет сейчас».
Кремль договорился с улусами
Главной проблемой в процессе федерализации АЛРОСА стал размер компенсации убытков правительства Якутии
Ранее президент Якутии Вячеслав Штыров рассказал, что все решения, принимаемые министерствами и ведомствами в отношении АЛРОСА, будут действовать до 2017 года. Проект соответствующего постановления подготовлен и находится на согласовании в министерствах и ведомствах, а проект указа направлен в правительство и администрацию президента.
АЛРОСА на 37% принадлежит России, на 32% – правительству Якутии, около 11% акций алмазодобывающей корпорации в интересах федерального центра уже выкупил Внешторгбанк. Остальные бумаги принадлежат трудовому коллективу и восьми улусам (районам) Якутии.
Правительство России планирует увеличить свою долю в АЛРОСА до контрольной, проведя допэмиссию акций компании и оплатив ее внесением в уставный капитал части имущества «Якуталмаза». Сейчас это предприятие принадлежит якутскому правительству, а его имущество (более 50 тыс. объектов) АЛРОСА арендует за 10 млрд рублей в год.
В начале ноября прошлого года Минфин России, Минэкономразвития России и правительство Якутии договорились о передаче в федеральную собственность активов «Якуталмаза». Взамен регион должен получить компенсацию за счет увеличения объема поступлений в бюджет налога на прибыль, налога на имущество, выплаты дивидендов по акциям АЛРОСА. Также федеральный центр обещал Якутии финансовую поддержку.
В июле работа по оценке имущественного комплекса ПНО «Якуталмаз» и его предварительному разделению на федеральную и республиканскую части была завершена, а ее результаты направлены на экспертизу в Росимущество. Во вторник ведомство отказалось оперативно прокомментировать выводы экспертов.
Но Вячеслав Штыров ранее заявил, что согласно оценке министерства имущественных отношений республики стоимость «Якуталмаза» составляет примерно 69 млрд рублей.
«Этого достаточно, чтобы внести в уставный капитал АЛРОСА от имени двух правительств, в результате чего у Якутии будет 40% акций, а у России 51%», – утверждает глава республики.
Налоги уйдут в Якутию
Cтоимость «Якуталмаза» составляет примерно 69 млрд рублей |
Второй вариант предполагает передачу ряда дотационных республиканских учреждений в федеральную собственность, в том числе аэропорт, ряд дорог и ряд учреждений науки и образования.
Третий вариант, озвученный господином Николаевым, – это сохранение в Якутии ряда отчислений АЛРОСА, в частности компенсация ущерба экологическому состоянию республики в размере 3 млрд 100 млн рублей ежегодно. Эти платежи не облагаются налогом.
Вячеслав Штыров утверждает, что вопросы компенсации выпадающих из бюджета республики доходов согласованы на всех уровнях и проект соответствующих поправок в Бюджетный кодекс будет внесен правительством в Госдуму. «Получено принципиальное согласие Минэкономразвития, Росимущества и Минфина по передаче в федеральный бюджет некоторых затрат, которые республика несет из своего бюджета», – сказал в июле господин Штыров.
Аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков считает, что варианты федерализации АЛРОСА, предложенные Айсеном Николаевым, отвечают интересам местных властей. «Наверное, федеральный центр обещал не только это, но и, например, хорошее трудоустройство якутских чиновников. Процесс федерализации АЛРОСА шел трудно. Возникало много спорных позиций. Федеральный центр готов на уступки, чтобы получить согласие Якутии», – говорит аналитик.
Но, по мнению эксперта ВТБ-24 Станислава Клещева, федеральный центр не пойдет на такие уступки региону. «Зачем экономический вопрос переводить в политическую плоскость и менять межбюджетные отношения, чтобы решить простой финансовый вопрос. Государство может просто провести допэмиссию и получить контроль без всяких изменений межбюджетных отношений, которые связаны с изменениями в законодательстве», – считает господин Клещев.