Экономика

8 ноября 2006, 19:42

Airbus теряет заказчиков

Фото: bbc.co.uk

Авиастроительная компания Airbus рискует лишиться заказов на самолеты А380. Из-за постоянного переноса сроков введения в эксплуатацию новой модели от покупки А380 в пользу конкурентов – Boeing 777 – отказалась FedEx. Крупнейший в мире грузоперевозчик отозвал заказ на сумму 2,3 млрд. долларов. Заказчики могут вернуться, если статистика эксплуатации лайнера А380 окажется положительной.

Авиастроительная компания Airbus лишилась заказа на сумму 2,3 млрд. долларов. Крупнейший в мире грузоперевозчик FedEx во вторник объявил, что вместо 10 самолетов А380 грузовой модификации приобретет 15 лайнеров Boeing 777.

Для заказчиков перспективы А380 остаются неясными, но сертификация и ввод модели в эксплуатацию прояснят многое

Airbus – дочерняя компания европейского авиационно-космического концерна EADS. В октябре 2006 года концерн стал единственным владельцем компании, реализовав опцион на приобретение 20% акций у корпорации BAE Systems.

Проблемы Airbus в конечном итоге привели к убыткам головной компании. EADS объявила о снижении операционной прибыли на 34%. По состоянию на 30 октября 2005 года прибыль EADS до уплаты налогов составила 2,1 млрд. евро, а к 30 октября 2006 года прибыль до уплаты налогов составила 1,39 млрд. евро. При этом объем продаж EADS по отчету компании увеличился на 17%.

На фоне сообщения о первом отказе от A380, акции Airbus на Французской фондовой бирже упали на 3%. За последние полтора года Airbus уже трижды сдвигал сроки реализации программы производства А380 из-за технических сложностей, в последний раз – в октябре текущего года. Но до сих пор отказов со стороны заказчиков не было. Кроме того, сроки сертификации и поставки первого самолета к концу 2006 года остаются в силе.

Отказ FedEx последовал на следующий день после заявления Airbus о сокращении числа субподрядчиков в Европе на 80%. До последнего момента Airbus закупал комплектующие у 3 тыс. европейских компаний. По данным немецкой версии издания The Financial Times, концерн планирует сократить расходы на 2 млрд. евро, на 900 млн. евро будут урезаны административные расходы, на 350 млн. евро – инвестиции. Более половины аннулированных заказов на комплектующие концерн планирует разместить в регионах с более дешевой рабочей силой. Ранее среди таких стран назывались Китай и Россия. Начавшаяся в октябре реорганизация компании стала необходимой после того, как процесс создания суперлайнера А380 стал отставать от графика на 2 года.

А380 (высота – 24 метра, длина – 73 метра, размах крыльев – 79,4 метра, вместимость – 555 пассажиров) – последняя разработка Airbus, не имеющая аналогов в мире. Самолет может совершать беспосадочные перелеты на расстояние до 15 000 км. Среди больших лайнеров самый экономичный – 3 литра топлива на одного пассажира на 100 километров пути. Грузовая модификация лайнера – A380F – способна перевозить груз до 150 тонн на расстояние до 10 400 км. На разработку А380 ушло около 10 лет, стоимость всей программы – около 11 млрд. евро. По словам разработчиков, самой сложной частью в создании самолета стала проблема сокращения его веса, что удалось решить за счет применения новых композитных материалов. Первый полет Airbus А380 состоялся в апреле 2005 года.

Сейчас у Airbus заказы на строительство в общей сложности 149 новых самолетов. Среди покупателей лайнера такие компании, как Emirates (43 самолета), Lufthansa (15), Qantas (12), Air France (10), Singapore Airlines (10), International Lease Finance (10), UPS (10), Thai Airways (6), Virgin Atlantic (6), Korean Air Lines (5), Etihad Airways (4), Qatar Airways (2), China Southern Airlines (5), Kingfisher Airlines (5), Malaysia Airlines (6).

Существует возможность того, что другие заказчики могут последовать примеру FedEx и пересмотреть свои отношения с Airbus . Но Олег Пантелеев, ведущий эксперт ОАО «НИИ экономики авиационной промышленности», считает, что «эффекта домино не будет». «У компании FedEx был сделан заказ на грузовую модификацию лайнера, а по проекту в первую очередь в эксплуатацию вводится пассажирская версии самолета», – подчеркнул эксперт.

«Для заказчиков перспективы А380 остаются неясными, но, намеченная на конец года сертификация и ввод модели в эксплуатацию прояснят многое», – заметил Олег Пантелеев. Airbus А380 конкурирует с Boeing 747.

Тем не менее нельзя исключать, что в случае положительного опыта эксплуатации первого самолета, отказавшиеся заказчики вернутся. По словам аналитика, в «программе должен наступить этап положительных новостей». Если статистика эксплуатации первого лайнера будет позитивной, доверие всех участников рынка будет восстановлено.

Текст: Наталья Жогова

Вам может быть интересно

Зеленский запросил у Запада системы ПВО для защиты от «Орешника»
Темы дня

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?