Российский рынок low-cost-перевозок пока не сформирован, тогда как за рубежом услуги компаний, предоставляющих возможность перелета по низким ценам, пользуются огромной популярностью. Идея создания аналогичных операторов в России возникла недавно, и до воплощения задуманного пока далеко.
Стоимость билетов на рейсы low-cost-перевозчиков будет сравнима с ценой похода в кино на две персоны
Но в последнее время о намерении заняться дешевыми перевозками говорили многие бизнесмены. В частности, идею реализации такого проекта озвучил глава Национальной резервной корпорации депутат Александр Лебедев.
О возможности приобретения небольшой компании с целью создания на ее основе low-cost-перевозчика говорила также «А1», одна из компаний холдинга «Альфа-Групп».
Об этом сообщил директор инвестиционного подразделения «Альфа-Групп» Дмитрий Черняк. Представитель холдинга сообщил, что «А1» планирует создать свою авиакомпанию на базе небольшого авиационного актива, зарегистрированного в России.
Самые четкие планы по организации low-cost-перевозок пока только у компании SkyExpress. Среди инвесторов SkyExpress ряд компаний и лиц из России и из-за рубежа.
В частности инвестиционная компания Altima Partners. Партнер Altima Partners Александр Шварцкопф уверяет, что ни контрольного, ни блокирующего пакета нет ни у одного инвестора. «Контрольного пакета нет как такового. Компанию делят только миноритарные акционеры, их 8–9 штук», – поясняет господин Шварцкопф.
В составе акционеров SkyExpress президент AirUnion Александр Абрамович и генеральный директор этой компании Борис Абрамович. Но, по словам Александра Шварцкопфа, они не были инициаторами проекта. «Решение принималось коллегиально», – объяснил представитель Altima Partners. Уточнять размер пакета Абрамовичей господин Шварцкопф не стал. Но отметил, что KrasAir, которая входит в AirUnion, не участвует в проекте и, кроме Абрамовичей, российских акционеров в SkyExpress нет.
Кроме того, в четверг, 30 ноября, подтвердил свое участие в проекте Европейский банк реконструкции и развития – компания готова вложить в развитие low-cost-перевозок 20 млн. долларов.
На первом этапе реализации проекта инвесторы собираются потратить 35 млн. долларов. А после того как будет оценена эффективность работы оператора, сумма инвестиций может быть доведена до 70 млн. долларов.
Как будет работать новая компания в России, ее создатели не загадывают. «Трудно сказать, как модель будет работать в России. Европейский опыт может и не прижиться», – рассуждает Александр Шварцкопф.
Генеральный директор SkyExpress Марина Букалова уверена, что перспектива у компании есть. «Российский внутренний рынок авиаперевозок находится в стагнации. Только 18 млн. человек пользуется авиаперелетами внутри России. Однако люди хотят летать, low-cost-компании могут резко повысить интерес населения к авиаперевозкам вообще», – говорит госпожа Букалова.
Точные сроки начала работы SkyExpress пока не установлены, хотя представители компании уверяют, что готовы начать уже в декабре 2006 года. «Мы находимся в процессе получения лицензий», – уточнила Марина Букалова.
Сейчас в распоряжении SkyExpress всего один самолет Boeing-737, но к концу 2007 года компания намерена довести парк до 18 лайнеров аналогичного типа 10–12-летнего возраста, которые будут базироваться во Внукове.
Заявленный объем перевозок на первое полугодие 2007 года составляет 600 тыс. пассажиров. «За 17–18 месяцев мы планируем выйти на безубыточность. Планируемая выручка – 700 млн. долларов в год, объем перевозок через пять лет – 7 млн. человек», – рассказывает Марина Букалова. Цена билетов будет сравнима с «ценой похода в кино на две персоны».
Low-cost-компании снижают цены на билеты за счет максимального сокращения затрат на услуги, которые предоставляют обычные авиакомпании: использование самолетов одной модели, упрощенную автоматизированную систему продаж билетов по телефону или Интернету, интенсивную частоту перелетов.
Заместитель директора консалтинговой компании «Инфомост» Дмитрий Манаков считает, что у low-cost-авиаперевозок есть перспективы развития в России. Но все будет зависеть от того, как компании решат проблемы с экономией на каждом этапе технической работы.
«Для того чтобы снизить цены на билеты, перевозчикам придется сократить расходы во всех технических компонентах работы. Минимальными должны стать расходы и на маркетинг, и на наземный сервис, – пояснил Дмитрий Манаков. – От того, как будут решены эти проблемы, зависит успешность бизнеса».
«При этом участникам рынка low-cost-перелетов придется конкурировать и с традиционными перевозчиками», – добавил эксперт.