До последнего дня на «Кинотавре» ходили слухи, что на закрытие приедет Дмитрий Медведев, однако он предпочел жаркому Сочи Подмосковье, а обществу российских кинодеятелей – прогулку на велосипедах с Владимиром Путиным. Не отнеслась с должным вниманием к прощанию с фестивалем и собравшаяся на площади перед Зимним театром публика: больше всего аплодисментов досталось певцу Алексею Воробьеву, который появился на синей дорожке за ручку с актрисой Оксаной Акиньшиной, и телеведущему Сергею Светлакову.
Федор Сергеевич, кажется, понял всю нелепость ситуации и поэтому вышел на сцену за призом со словами: «Мне неудобно. Я не должен здесь стоять
«Кинотавр» открывался перфомансом Ивана Охлобыстина (он изображал поочередно продюсера, режиссера, прокатчика и зрителя) и размышлениями о будущем российского кино, и было бы логично, если бы церемония закрытия эту линию продолжила. Однако ведущие – актеры Григорий Добрыгин и Дарья Мороз – кажется, забыли свои тексты в гостинице, поэтому они лишь поздоровались с залом, произнесли прочувствованную речь про любимые американские боевики 1980-х и тут же приступили к раздаче призов. Оказалось, что недоумение сидящим в зале в этот вечер предстоит испытать еще не раз.
Гран-при 22-го «Кинотавра» досталось фильму «Безразличие» Олега Флянгольца – картине с долгой историей. Ее съемки начались еще в 1989-м, но тогда доделать фильм молодой режиссер по финансовым обстоятельствам так и не смог. Он вернулся к нему только сейчас, добавил туда анимацию, переозвучил уже ушедших из жизни или просто потерявшихся артистов другими голосами и привез ленту на фестиваль. Главную роль в «Безразличии» играет совсем молодой и еще не успевший облысеть Федор Бондарчук, которому, как и режиссеру, на момент съемок было всего 22 года. Героя Бондарчука зовут Петя, он автослесарь и мечтает пригласить на свидание девушку Жужу, с которой познакомился на танцплощадке. Отвлекают Петю от этого важного дела чудаковатый друг (Александр Баширов), бандиты в красивых шляпах и пес Тузик, сбежавший из лаборатории, в которой его готовили к полету в космос. Действие происходит в Москве начала 1960-х, и в черно-белый фильм вмонтированы кадры кинохроники, представляющие столицу такой, какой ее уже мало кто помнит.
«Безразличие» – кино легкое, светлое и романтичное, снятое с юношеской бесшабашностью и верой в идеалы, о которых сейчас все уже давно забыли. Однако вручение картине главного приза было встречено не очень одобрительным ропотом среди журналистов: все-таки одна из главных задач любого фестиваля – поддержка и продвижение тех талантливых людей, которые в этом нуждаются, и фиксация того состояния, в котором находится в данный момент кинематограф.
Главную роль в «Безразличии» играет совсем молодой и еще не успевший облысеть Федор Бондарчук (кадр из фильма) (Фото: filmz.ru) |
«Безразличие» говорит о прошлом, а не о настоящем или будущем, о том, что стало с его создателями, тоже всем известно: Флянгольц прославился как режиссер клипов «Алисы» и ДДТ и ни одного игрового фильма с тех пор так и не снял, Бондарчук, помимо прочего, возглавил попечительский совет фестиваля «Кинотавр». Федор Сергеевич, кажется, понял всю нелепость ситуации и поэтому вышел на сцену за призом со словами: «Мне неудобно. Я не должен здесь стоять».
За лучший дебют наградили «Бабло» Константина Буслова – криминальную комедию про путешествие чемоданчика с миллионом евро из Москвы в Харьков. Это был самый зрелищный и самый смешной фильм «Кинотавра». Константин, старший брат режиссера «Бумера» Петра Буслова, не просто в очередной раз вывел в кино целую галерею любимых персонажей городского фольклора – ментов, борсеточников, чиновников, проституток, зеков, но и сумел вписать их в лихо закрученный сюжет, отсылающий, скорее, не к русской классике вроде того же «Бумера» или «Жмурок» Алексея Балабанова, а к первым фильмам Гая Ричи.
Продюсеру Сергею Сельянову, который вышел получать награду вместо отсутствовавшего Буслова, на сцену Зимнего театра пришлось подниматься еще дважды – все его подопечные разъехались, не дождавшись закрытия, а в итоге собрали значительную часть призов. Вторым фильмом, который представлял Сельянов, был «Охотник» Бакура Бакурадзе, только что показанный на Каннском фестивале в программе «Особый взгляд». Ему достались призы «Кинотавра» за лучшую режиссуру и лучшую женскую роль, а также «Белый слон» Гильдии киноведов и кинокритиков.
То, что автора «Охотника» Бакура Бакурадзе наградили как лучшего режиссера, сюрпризом ни для кого не стало: один из лучших фильмов конкурса вряд ли мог рассчитывать на Гран-при (его Бакурадзе уже получал в 2008-м за «Шультеса»), но не заметить его было невозможно. Как и «Шультес», «Охотник» – предельно аскетичное кино с длинными планами и редкими диалогами, место действия – серая российская провинция, но совсем не такая, какой ее привыкли видеть зрители в фильмах нашей условной «новой волны»: Бакурадзе сумел обойтись и без нецензурной лексики, и без повального пьянства. Главный герой Иван Дунаев содержит свиноферму, где бесконечно поят, кормят и режут «пятачков», периодически ходит на охоту на кабана и проживает историю любви с заключенной, присланной на работу из расположенной по соседству колонии.
Татьяна Шаповалова, сыгравшая роль заключенной, была признана лучшей актрисой фестиваля. Это решение тоже многим показалось странным и нелогичным. Бакурадзе принципиально не работает с профессиональными актерами, он берет обычных людей – и переносит на пленку их естество, это почти документальная манера, и к актерской работе в классическом понимании она никакого отношения не имеет. Между тем конкурс «Кинотавра»-2011 был богат именно на выразительные женские роли: тут и Ольга Дыховичная, сыгравшая в «Портрете в сумерках» женщину, которая влюбляется в своего насильника, и Ольга Симонова, которая в «Бедуине» Игоря Волошина сыграла мать, соглашающуюся на суррогатное материнство, чтобы заработать деньги на лекарства больной лейкозом дочери, и Оксана Фандера, убедительно изобразившая одесскую проститутку с золотым сердцем в «Огнях притона» Александра Гордона. Фандеру, впрочем, жюри все-таки отметило спецдипломом с формулировкой «за сочетание красоты и таланта».
Еще две награды ушли фильму Виктора Шамирова «Упражнения в прекрасном» – перенесенной на экран театральной пьесе, которую режиссер ставил в Театре им. Моссовета. Сценарий написали Гоша Куценко, Константин Юшкевич и сам Шамиров, они же играют главные роли. Это комедия о театральном закулисье: трое актеров, молоденькая актриса и администратор везут на гастроли антрепризный спектакль, а по дороге не раз напиваются, выясняют, кто тут главная звезда, и пытаются узнать результаты своих проб в вымышленный патриотический блокбастер Федора Бондарчука «Порт-Артур». Картина, которую публика на «Кинотавре» встретила овацией, получила призы за лучший сценарий и лучшую мужскую роль Константина Юшкевича (хотя по справедливости надо было бы награждать все трио).
Виктор Шамиров, получая награду, растерянно произнес: «А я думал, призы дают только фильмам, на которых спят». Обычно так и бывает, но в этом году на «Кинотавре» кино жанровое, зрительское, было искусно перемешано с традиционно сильным арт-хаусом. Правда, это разнообразие было скорее стилистическим: дух, атмосфера фильмов в большинстве своем были очень депрессивными (даже веселое «Бабло», если смотреть на него под определенным ракурсом, окажется трагедией катящейся в никуда страны). Но если раньше российское кино просто констатировало факт потери человека и человеческого на всем постсоветском пространстве, то теперь оно вместе со всеми героями активно ищет из этого тупика выход. Победа светлого и радостного «Безразличия» на этом фоне вполне закономерна: похоже, оптимистов у нас по-прежнему чуть больше, чем тех, для кого стакан всегда наполовину пуст.