Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
0 комментариев«Отбить деньги почти невозможно»
Алексей Учитель: Надо снимать фильмы на английском
«Мы говорим, что хотим ситуации, как в американском кино: чтобы и сценарии были на уровне, и зритель шел, а действуем, как при советской власти», – описал в интервью газете ВЗГЛЯД состояние отечественной киноиндустрии режиссер Алексей Учитель. Рецепт спасения положения, по его словам, только один.
В понедельник в рамках открытия ХХII фестиваля «Кинотавр» прошел Всероссийский форум «Кино России - 2020». Вторая после создания форума конференция, по заявлению организаторов, была посвящена обсуждению основных направлений стратегии развития киноиндустрии, повышению эффективности господдержки кино, созданию механизма прозрачности и саморегулирования отрасли, внедрению инновационных технологий в сфере кинопоказа и кинопроизводства.
Я побаиваюсь, когда выкидывается лозунг, что к 2020 году мы будем впереди планеты всей... Думаю, что это будет не так
«Только в постоянном диалоге, в объединении и синхронизации усилий может родиться жизнеспособная, экономически эффективная и творчески независимая национальная индустрия», – отмечают организаторы «Кино России – 2020».
Открыл вторую конференцию президент фестиваля «Кинотавр» Александр Роднянский*, а участие в ней приняли председатель Комитета Госдумы по культуре Григорий Ивлиев, руководитель Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии Сергей Толстиков, продюсеры и режиссеры.
Ранее газета ВЗГЛЯД пообщалась на тему будущего отечественного кинематографа с известным кинорежиссером Алексеем Учителем, и он рассказал об отсутствии в стране больших кинопроектов и проблеме финансирования фильмов.
ВЗГЛЯД: Алексей Ефимович, какой вы видите нашу киноиндустрию в 2020 году?
Форум «Кино России – 2020» стал ключевым событием фестиваля. На фото – шоу Ивана Охлобыстина на открытии «Кинотавра» (фото: ИТАР-ТАСС) |
Алексей Учитель: Я не фантаст... Но не хотелось бы только, чтобы как с чемпионатом мира по футболу 2018 года получилось: мы победим обязательно и т.д. Я побаиваюсь, когда выкидывается лозунг, что к 2020 году мы будем впереди планеты всей... Думаю, что это будет не так. Но все, что говорилось на форуме «Кино России – 2020», абсолютно правильно. И кинотеатров в стране нужно больше. И сценаристов хороших не хватает. И «ремесленников» от кино, фильмов среднего качества, я согласен, не хватает. Мало у нас очень хороших фильмов и много очень плохих, а среднего звена нет. Естественно, все это надо делать. Единственное – одними разговорами делу не поможешь. Или одной модернизацией образования. На конференции в Петербурге (первой, на которой был создан форум – прим. ВЗГЛЯД) выступал один банкир (глава «АБ Финанс банк» Илья Морозовский – прим. ВЗГЛЯД), и он очень правильно рассказал о том, что нужны деньги в кино. Пока их не будет, за счет государства все не проживут.
ВЗГЛЯД: Как же финансирование из частных источников?
А.У.: А частные источники не будут давать денег, пока кино в России не станет прибыльным. То есть получается такой замкнутый круг. Значит, надо все-таки вводить какие-то льготы со стороны государства. И нам обязательно надо вклиниваться в мировую производственную структуру, или хотя бы европейскую. Без этого не будет будущего.
ВЗГЛЯД: На российских экранах подавляющее количество фильмов – зарубежные, только 20-25% – отечественного производства. Возможно ли изменить это соотношение?
А. У.: Хорошо было бы, чтобы хотя бы эти 20% смотрели. А то и при таком соотношении у нас не ходят в кино, потому что качество картин не всегда соответствует. В целом, я думаю, соотношение поменяется, наших картин будет больше в прокате. Только зависит это не только от количества фильмов, которые мы будем снимать. Ведь и сейчас многие фильмы у нас вообще не попадают в прокат...
#{interviewsociety}ВЗГЛЯД: А как вы оцениваете новую систему, при которой государство львиную долю денег через Фонд поддержки кинематографа выделяет лишь восьми компаниям-лидерам?
А. У.: На мой взгляд, это полный бред. Мы говорим, что хотим ситуации, как в американском кино: чтобы и сценарии были на уровне, и зритель шел, а действуем, как при советской власти, – приказом назначить каких-то лиц. Невозможно предположить, чтобы, например, американское правительство финансировало только крупные студии. Во всем мире существует одна система, и если мы хотим жить в цивилизованном мире, если у какой-то студии есть интересный проект и экспертный совет решает, что он перспективен, то они должны получить государственные деньги.
ВЗГЛЯД: Глава «АБ финанс банк» Илья Морозовский, которого вы упомянули, говорил, что готов дать 2–3 млн долларов тому кинематографисту, который предоставит ему нормальную финансовую смету и объяснит, как банк сможет вернуть эти деньги. Почему же никто не представляет такой сметы?
А. У.: А никто и не предоставит. Потому что отбить эти деньги у нас почти невозможно. Ну, 2–3 миллиона – это еще более-менее реально, а вот больше... У нас же беда еще и в том, что больших проектов очень мало. Американское кино этим как раз и славится. И конечно, для такой крупной страны, как Россия, тоже должно быть хотя бы два, три, четыре больших по финансовым вложениям проекта. А вот их отбить почти невозможно.
Все проблемы взаимосвязаны. Будет больше кинотеатров – будут больше ходить на российское кино, появится финансирование и т.д. И как я уже сказал, в мир надо вторгаться с нашими картинами, потому что он тоже может приносить большие деньги. А для этого надо снимать фильмы не только на русском, но и на английском. Тут происходит совмещение многих вопросов – и творчества, и индустрии. Это все нужно выстраивать. И на это нужно время.
ВЗГЛЯД: Есть мнение, что даже авторское кино, которое многие годы было лицом России, тоже теряет свои позиции. Вы согласны с этим утверждением?
А.У.: Нет. Оно, к счастью, пока еще не теряет. Авторское кино – это пока еще самая сильная часть вообще российского кинематографа. Другое дело, что его у нас смотреть не ходят. И даже если выпускают фильм каких-то лауреатов Каннского, Венецианского фестиваля, то выпускают формально, так, 20–30 копий, только обозначают. Ни рекламы, ничего. А за рубежом эти фильмы объективно смотрят больше, чем у нас. Поэтому в той же Америке, том же Нью-Йорке есть специально три-четыре кинотеатра для авторского кино, где свой зритель, который битком постоянно заполняет зал.
ВЗГЛЯД: Аналитики говорят, что в кино у нас ходят люди в возрастном диапазоне от 14 до 30 лет. Почему у нас люди старше тридцати вообще «выпадают»? И что с этим делать?
А. У.: Рецепт только один – надо снимать такое кино, чтобы им захотелось пойти на него. А такого нет. Есть люди, конечно, разумные и после тридцати, но им, наверное, неинтересно смотреть только экранизацию анекдотов с телеведущими, которых они могут посмотреть и дома. Поэтому им надо дать что-то другое и сделать это так, чтобы заинтересовать их.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом