Культура

7 мая 2010, 15:23

Виталий Мельников: Я бы не бросал камни только в Никиту

Фото: kinopoisk.ru

В преддверии 65-летия Победы телевидение и кинотеатры наполнены фильмами о войне, в том числе снятыми в последние годы. Советский киноклассик Виталий Мельников, снявший фильмы «Начальник Чукотки», «Здравствуй и прощай», «Агитбригада «Бей врага!», считает, что режиссеры, не заставшие войну, тоже имеют право на свой взгляд на исторические события. Вот только ничего нового, по мнению мэтра, в кино о войне они не привнесли, довольствуясь калькой с голливудских блокбастеров.

− Виталий Вячеславович, вам нравится, какое отражение находят события Великой Отечественной войны в современном кино? Были ли за последние годы выпущены фильмы, которые вы могли бы поставить в один ряд с шедеврами советского кинематографа?
− Ставить в один ряд невозможно. Время все-таки делает свое дело, и сейчас работают уже другие кинематографисты, у которых временное расстояние от войны до создания фильмов очень велико. Постепенно сглаживаются какие-то впечатления, представления о войне. У меня представления одни, у коллег помоложе − совсем другие. У них уже есть наслоения от прочитанных книг, просмотренных фильмов, то есть волей-неволей у них появляется вторичное отношение к событиям войны.

Я не могу вспомнить ничего связанного с войной, что бы меня потрясло в последнее время

− А чем конкретно вам не нравится новое кино?
− Я, как и многие, смотрю по телевизору фильмы о войне, уготованные нам специально для этих праздничных дней. И с грустью вижу, что они почти все на одну колодку.

Многие картины Сергея Бондарчука, например, или Чухрая в свое время были настоящими открытиями. Эти фильмы начальство не воспринимало, потому что хотело, чтобы все было гладенько, красивенько, как на плакатах, чтобы ничего там не раздражало. А они шли против этого. С большим сопротивлением эти картины проходили, их закрывали, потом снова открывали.

Сейчас я вижу фильмы вторичные, книжные, чистенькие. Более того, большое количество фильмов сделано на американскую колодку, по штампам и правилам, которые существуют в Голливуде. Даже не на Западе, потому что на Западе как раз все более индивидуально. У нас по телевидению, да и в кино, как-то уже установился стандарт, но не российский и даже не западный − французский или английский, а именно американский конвейерный стандарт. Прорывы какие-то в этом направлении бывают так редко… Я вот сейчас даже не могу вспомнить ничего связанного с войной, что бы меня потрясло в последнее время.

Виталий Мельников считает, что современные режиссеры делают фильмы «вторичные, книжные, чистенькие» (фото: ИТАР-ТАСС)

− Давайте возьмем несколько фильмов для примера: «Звезда», «Кукушка»… Вам понравились?
− «Звезду» очень хвалили, называли чуть ли не шедевром, а я посмотрел и с большим удивлением увидел такую лакированную, в чистеньких гимнастерочках красивую-прекрасивую военную жизнь. А меж тем это был тяжкий труд, кровь и грязь, там перемешалось и великое, и отвратительное.

«Кукушка»? Пожалуй. Эта картина была о людях, была парадоксальной в силу противоестественности самой войны. Да, это была хорошая картина о войне. Наверное, если повспоминать, вот такие одиночные, точечные хорошие фильмы о войне можно назвать. Но я говорю о массовом, о потоке, и о представлениях, которые уже укоренились у киношников. Остается надеяться, что придет новое поколение кинематографистов, которое вскроет какую-то новую сторону жизни и истории человеческих отношений, которые бывают на войне.

− А как вы относитесь к тому, что некоторые фильмы о войне грешат против исторической правды?
− Я к этому отношусь терпимо по той причине, что смысл и суть всегда в человеческих взаимоотношениях. Можно иногда пренебречь какими-то деталями, подробностями и даже ситуациями ради главного – ради того, чтобы показать человека на войне.

− Одна из самых громких премьер последнего времени – картина Никиты Михалкова «Утомленные солнцем – 2». Вы успели ее посмотреть?
− Фильма я не видел. Слышал только несколько злобных рецензий по типу: «Ах ты, Никита? Ну, тогда с тобой все понятно…» Вот этого я не люблю. Начальников и, особенно, популярных людей у нас с удовольствием стараются унизить. К сожалению, это есть в человеческом характере.

При этом я допускаю, что фильм, который делается для чего-то, для юбилея, для любых посторонних целей, кроме искусства, всегда волей или неволей оказывается с изъянами. Зритель мгновенно это улавливает, интуитивно понимает, что вот здесь – вранье, а вот здесь – правда, хоть она и не физическая правда, не правда документа, но правда восприятия жизни.

− Многие считают, что в «Утомленных солнцем −2» слишком много натуралистичных сцен, кровавых эпизодов. Как вы считаете, можно ли в принципе показать войну без крови?
− Мне сложно ответить на этот вопрос. Я сам не снимаю кино о войне. Я снял только одно – это «Агитбригада «Бей врага!»», но это картина как бы тыловая, о том, что было во время Великой Отечественной в тылу. Однако и там, в глубоком тылу, я видел много крови, много издевательств, много ссыльных дел. И забывать об этом, конечно, нельзя. Единственное − не должно быть жестокости ради жестокости, если жестокость становится уже художественным приемом или способом воздействия на человека, тогда это уже нехорошо.

Да что тут говорить? Мы же каждый день это видим. Как-то раз получилось так, что я целый день провел у телевизора. И выяснилось, что в течение одного только телевизионного дня я ознакомился с семью убийствами, четырьмя расчленениями, просто насилие – это уже даже не в счет, это уже как будто норма… И получается такое кровавое месиво, которое с удовольствием замешивают на экране. Я бы не стал тут бросать камни только в Никиту. Это, наверное, тенденция. Вот только зачем так происходит, я не знаю.

− На ваш взгляд, у кинематографа осталась еще «воспитательная» функция? Можно, например, показав хорошее кино какому-нибудь скинхеду, сделать его добропорядочным гражданином?
− На впечатлительного талантливого юношу иногда могут произвести впечатление совершенно, казалось бы, сторонние вещи, которые натолкнут его на какие-то размышления, переоценку ценностей. Но это когда голова варит, это когда человек думает о том, как он собирается жить, и о том, кто он такой. Но мы с помощью нашего телевидения делаем все, чтобы подогнать это к определенным стандартам. Причем стандартам поверхностным, лакированным и не толкающим человека на размышления. А толкающим только на то, чтобы посмотреть и отвлечься, развлечься.

− Сейчас в кино происходит переоценка ценностей, казавшихся когда-то незыблемыми. Как вы относитесь к лозунгу «За Родину! За Сталина!»?
− Как к привычному ритуалу. Это же было узаконено. Это не было никаким порывом души. Просто было записано в уставе: когда человек идет в атаку, он должен кричать: «Ура! За Родину! За Сталина!» Это была уставная вещь, а не признак какой-то вдохновенной любви к Сталину. Я отношусь к этому как к такому историческому обстоятельству, которое было связано с механизмом руководства страной и психологией людей в то время.

Справка: Режиссер и сценарист Виталий Вячеславович Мельников родился 1 мая 1928 года, окончил режиссерский факультет ВГИКа (1952 год, мастерская С. Юткевича, М. Ромма), снял более 20 кинофильмов, среди которых «Начальник Чукотки», «Семь невест ефрейтора Збруева», «Здравствуй и прощай», «Старший сын», «Царская охота», «Бедный, бедный Павел», «Агитбригада «Бей врага!»» (последний фильм повествует о жизни страны в тылу во время Великой Отечественной войны: бригада артистов плывет по сибирской реке, на берегах которой обитают спецпереселенцы со всего Советского Союза, останавливается в каждом поселке, дает концерты и «крутит кино»).

Текст: Денис Нижегородцев

Вам может быть интересно

ВСУ покинули позиции вблизи Архангельского под Авдеевкой
Темы дня

Грузинские власти борются за роль сталинской «редиски»

Несмотря на угрозы со стороны Запада и решимость оппозиции устроить побоище на улицах Тбилиси, власти Грузии намерены довести до конца дело с местным аналогом закона об иноагентах и утвердить его. Они не могут поступить иначе, поскольку являются теми, кого Сталин сравнивал с редиской.

Одесса ждет от России справедливости за 2 мая

Десять лет назад столкновения между противниками и сторонниками Евромайдана привели к одной из самых трагических страниц в современной истории – пожару в одесском Доме профсоюзов. Жертвами тех событий стали десятки человек, сотни получили травмы. Организаторы и провокаторы массовых беспорядков до сих пор не наказаны. События в Одессе стали поворотным моментом не только для ополчения Донбасса, но и для всех участников Русской весны, в том числе в Харькове, Николаеве и Запорожье.

В МИД допустили связь высказываний Макрона с днями недели

Выжившая в Доме профсоюзов в Одессе рассказала о пытках в «коридоре позора»

Американский генерал призвал поощрять бежавших за рубеж украинцев к службе в ВСУ

Новости

Блиновская решила заявить о банкротстве

Обвиняемая в неуплате более 900 млн рублей налогов блогер Елена Блиновская решила попросить Арбитражный суд Москвы признать ее банкротом, следует из данных Единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Bloomberg: Возвращение релокантов ускоряет рост экономики России

Российская экономика ускоряет рост по мере возвращения уехавших из страны после начала СВО россиян, сообщает Bloomberg.

В Британии заявили об уязвимости страны перед ракетными атаками

Многолетнее сокращение оборонных расходов Британии сделало страну уязвимой перед потенциальной угрозой ракетных и беспилотных атак, сообщает канал Sky News со ссылкой на источники в минобороны страны и мнение ветеранов холодной войны.

Путин провел рабочую встречу с губернатором Тульской области Дюминым

Президент России Владимир Путин назвал впечатляющим рост промышленности Тульской области, а также похвалил регион за активное развитие строительного сектора и успехи в других сферах. Об этом он заявил на встрече с тульским губернатором Алексеем Дюминым.

Дуров рассказал о своих украинских корнях

Основатель Telegram Павел Дуров рассказал о своем интересе к украинскому языку, который возник еще в подростковом возрасте.

Минобороны показало уничтожение опорника ВСУ из танка прямой наводкой (ВИДЕО)

Российское военное ведомство опубликовало видео, на котором танкисты 68 армейского корпуса уничтожили опорный пункт ВСУ прямой наводкой.

Мэр Тбилиси заявил о попытке хозяев оппозиции «повторить киевские спектакли» в столице Грузии

Радикальная оппозиция и их хозяева стараются устроить в Грузии события по типу Майдана, заявил генсек правящей «Грузинской мечты», мэр Тбилиси Каха Каладзе, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

У военкоматов Киева образовались очереди из пытающихся обновить данные

Огромные очереди из военнообязанных образовались у военкоматов в Киеве, люди спешат обновить свои данные до вступления в силу нового закона об усилении мобилизации, сообщили украинские СМИ.

Грузовик в Киргизии врезался в группу детей

В киргизском поселке грузовой автомобиль без водителя сбил 29 детей на празднике, трое из них находятся в тяжелом состоянии, сообщили в пресс-службе министерства здравоохранения страны.

Синоптик предупредил о похолодании до минус шести градусов в европейской части России

В ближайшие дни в европейской части России ожидается резкое понижение температуры, которое приведет к заморозкам, сообщил научный руководитель Гидрометцентра Роман Вильфанд.

Советник главы ДНР рассказал о значении взятия Бердычей

Освобождение села Бердычи под Авдеевкой расширяет плацдарм российских войск и позволит усилить огневое давление на дорогу, ведущую к Покровску, заявил советник главы региона Игорь Кимаковский.

Макрон не исключил отправки французских войск на Украину

Французский президент Эмманюэль Макрон журналу The Economist в очередной раз заявил, что не исключает отправку военнослужащих на Украину.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?