История о сварливом старикашке Карле Фридрексене и его спутнике, юном натуралисте Расселе, путешествующим в Южную Америку в доме, который привязан к воздушным шарикам, вызвала в Каннах не совсем здоровый ажиотаж у профильной прессы.
Обозреватель Variety поставил картине 9,5, а то и все 10 возможных баллов. Более сдержанный рецензент из Guardian посчитал, что картина своим редким на сегодня духом приключений прямо наследует историям Артура Конан Дойля и Жюля Верна, немым фильмам Чарли Чаплина, картинам «Красный шар» Альбера Ламориса, «Эта замечательная жизнь» Фрэнка Капры и, конечно же, «Волшебник страны Оз» Виктора Флеминга.
А The Hollywood Reporter безапелляционно заявил, что Pixar в очередной раз – и на сей раз буквально – поднял планку качества анимации на недосягаемую высоту.
Сюжетом своим «Вверх» больше всего напоминает сплав «Гран Торино» Клинта Иствуда и «Острова доктора Моро» Герберта Уэллса, как бы дико это ни звучало. С самого начала нам рассказывают краткую биографию 78-летнего Карла Фридрексена (в российском прокате он говорит голосом Армена Джигарханяна, и это практически идеальное «попадание» актера в персонаж).
Родился, рос, равняясь на героя-путешественника Чарльза Мантца. Познакомился с милой щербатой девочкой Элли, которая мечтала переехать в Южную Америку («та же Америка, только Южная») к заветному водопаду и поселиться прямо на его краю. Вскоре дружба переросла в нечто большее, но Элли так и не сумела завести детей.
Годы шли, деньги, откладываемые на Мечту, тратились на более нужные вещи и дела. Карл и Элли состарились и уже хотели было поехать в Венесуэлу, но тут случилась беда: Элли заболела и вскоре тихо умерла.
Карл остался совсем один в своем уютном старомодном домике. Рядом кипела жизнь, возводились супермаркеты, и только на этом островке постоянства царил какой-никакой, но все-таки покой, нарушаемый звуком отбойного молотка да криком строителей.
Однажды на его крыльцо занесло восьмилетнего пухлого бойскаута по имени Рассел, который, будучи не по комплекции активным и не по возрасту тщеславным, жаждал действий, чтобы получить заветный значок «За помощь старикам». Хитрый Карл, надеясь на то, что малец уйдет, поручил ему поймать огромного бекаса.
Тем временем Карла вынудили-таки собрать вещички и отправиться в дом престарелых. Но не так-то прост оказался бывший продавец воздушных шаров. Он решил под занавес осуществить мечту (свою и дражайшей супруги), привязал к каминной решетке огромную связку шаров, пропустил их через дымоход и – вуаля – гудбай, Америка! Здравствуй, Южная Америка!
Полет, впрочем, не обошелся без осложнений. Небоскребы, гроза и, наконец, главное – «заяц» на борту. Тот самый Рассел. Такой же болтливый и упрямый неумеха.
Дальше начинается самый натуральный «Остров доктора Моро», смешанный с романом воспитания: с говорящими при помощи хитроумных приспособлений собаками, с невиданными (помесь страуса и павлина) птицами и с главным злодеем – гением, изобретателем и бесстрашным пилотом. Возможно, к этому моменту вы уже догадываетесь, как его зовут.
В этой действительно проникновенной и поучительной истории есть все, чтобы понравиться и детям, и взрослым. Причем если первых будет не оторвать от увлекательнейших и напряженных приключений этой странной парочки, то последние с удивлением обнаружат в истории совсем не детскую грусть. А мастерство и мудрая улыбка, с которыми рассказчики подают темы одиночества, смерти, предательства и потери, не могут не поражать.
В конце концов, это десятый полнометражный фильм Pixar – и он не о роботах, рыбках, машинках и монстрах, а о людях. И это первый фильм студии, в котором люди выглядят настоящими, из плоти и крови персонажами – они живут, они кровоточат, они страдают от бесплодия и умирают.
Показать это так, чтобы не задеть даже самого маленького ребенка, – задача не из легких. Кудесники Pixar с ней справились на все сто.