Еще в Берлин продолжают прибывать знаменитости, причем даже те, которых изначально в планах организаторов не было: например, Деми Мур, представлявшая конкурсный фильм «Слезы счастья», приехала в сопровождении супруга Эштона Катчера, а актера Руперта Френда, сыгравшего главную роль в новой картине Стивена Фрирза «Дорогуша», прилетела поддержать его подруга Кира Найтли, безуспешно пытавшаяся прятаться от фотокамер.
Лондон в фильме шокирует: в нем, похоже, совсем не осталось англичан - только арабы и индусы
Портят все это великолепие только рейтинги критики – слабость конкурсной программы Берлинале-2009 даже не обсуждается, и в ней до сих пор так и нет очевидного лидера.
Относительно высокие оценки получила новая работа француза Рашида Бушареба «Река Лондон». Ее главная героиня, консервативная провинциальная фермерша в исполнении Бренды Блетин, узнает из выпуска новостей о лондонских терактах и начинает волноваться за дочь-студентку, которая переехала в столицу после поступления в университет. Мобильный телефон девушки не отвечает, и тогда миссис Соммерс решает отправиться на поиски сама. В это же самое время в Лондон из Франции прибывает чернокожий мигрант, потерявший связь с сыном, тоже студентом.
Вскоре выясняется, что молодые люди жили вместе, ходили на курсы арабского языка и посещали мечеть. Фермершу поначалу шокирует и Лондон, в котором, похоже, совсем не осталось англичан – только арабы и индусы, и новые увлечения дочери («Я не понимаю, а кто вообще говорит по-арабски?» – «Ну… Мы тут все говорим», – отвечает ей преподавательница языковых курсов), и пожилой чернокожий незнакомец, с которым она постоянно сталкивается то на улице, то в больнице.
«Река Лондон» – идеальный фильм Берлинале: тут есть и реальная трагедия, и урок политкорректности, и замечательные актерские работы, и нарочитая режиссерская скромность (кстати, английской речи в фильме Бушареба очень мало – все говорят по-французски). Вполне вероятно, что именно этой картине и отдаст предпочтение жюри.
В один и тот же день прошла премьера двух дорогих костюмных драм – «Дорогуши» («Шери») Стивена Фрирза и «Навечно покоренного» Чена Кайге. В первой картине стареющая французская куртизанка Лея де Лонваль (Мишель Пфайффер) берет на попечение молоденького сына своей подруги и коллеги – капризного и избалованного юношу по прозвищу Шери. Они становятся любовниками и живут вместе до тех пор, пока мамаша Шери не подыскивает ему подходящую партию. Лея очень страдает, но делает вид, что все в порядке.
Это безумно красивое кино – с умопомрачительными костюмами и прическами, роскошными поместьями и живописными золотисто-бирюзовыми пляжами Биаррица. Пфайффер впервые за долгое время получила роль, достойную своего таланта, ее партнер Руперт Френд в ближайшем будущем, очевидно, вытеснит с экранов Орландо Блума.
Но вот о картине в целом сказать больше нечего: для Фрирза, автора «Опасных связей» и «Королевы», это качественно сделанная, но все же проходная работа, для самого фестиваля – красивое украшение, которое стоило бы представить зрителям и критике вне конкурса.
«Навечно покоренный» китайца Чена Кайге – байопик звезды китайской оперы Мэя Ланфаня, прославившегося исполнением женских партий. Фильм аккуратно разбит на три части: в первой рассказывается о соперничестве артиста с его учителем, во второй – о романе с коллегой-певицей (Чжан Цзыи), в третьей – о периоде оккупации Китая японской армией.
Китайская опера в кадре выглядит более чем экзотично: статичные фигуры с толстым слоем грима на лице (мужчина при этом одет в женское платье, женщина – в мужское) издают скрипучие звуки, а людей в зале душат слезы счастья и восторга («Ну разве он не настоящая женщина?!» – радостно восклицают поклонники главного героя). Европейскому зрителю вникнуть во все тонкости этого искусства будет довольно сложно.
Гораздо скромнее (и гораздо симпатичнее!) выглядит ретро-мелодрама Ричарда Лонкрейна «Мой единственный». Как и большинство кинороманов взросления, этот описывает последние каникулы: эффектная домохозяйка (Рене Зельвегер), устав от постоянных измен мужа-музыканта, забирает двоих сыновей, покупает машину и отправляется в путешествие из Нью-Йорка в Лос-Анджелес в надежде найти нового супруга.
Старший сын мечтает об актерской карьере и репетирует «Отелло», а младший, самый разумный в семье, читает «Над пропастью во ржи» и воображает себя Холденом Колфилдом. Лонкрейн в отличие от своих коллег не увлекается интерьерами и пышными юбками (действие происходит в 50-е годы прошлого века) и позволяет своим актерам чуть больше, чем положено по сценарию. Жаль, что жюри вряд ли по достоинству оценит эту картину – к сентиментальности Берлинский фестиваль совсем не склонен.