Южноафриканский союз креативных работников выступил против участия иностранных актеров в фильмах, посвященных истории или национальным героям Африки. В своем обращении они отметили, что иностранные кадры «сводят на нет» все усилия по развитию в ЮАР собственной киноиндустрии.
Пафос протеста следующий: выгодно показать Африку в кино может только Африка
«Мы хотим создать собственный Голливуд, но этого никогда не случится, если мы будем делать это за счет импорта», – уточнил президент киносоюза Мабутхо Ситхоле в интервью местной газете, передает AFP.
Последней каплей, переполнившей чашу терпения «креативных работников», стали споры вокруг фильма под рабочим названием «Винни», представляющего собой биографию второй жены Нельсона Манделы – Винни Мадикизела. Имя этой дамы в свое время было запятнано чередой скандалов, связанных с мошенничеством, похищением людей, убийством 14-летнего подростка и несколькими сроками тюремного заключения.
Однако массовые протесты южноафриканских киноработников вызвали не скандалы, а кандидатура оскароносной актрисы Дженнифер Хадсон на главную роль. «Это решение должно быть аннулировано, необходимо прекратить это сейчас», – сказал газете Times генсекретарь альянса Оупа Лебого. «Если мы не начнем дискуссию, мы будем вынуждены уйти из проекта», – отрезал он.
Оскандалившийся фильм должен стать совместным проектом канадской и южноафриканской киностудий. Его режиссером уже назначен кинематографист из ЮАР Даррелл Джей Рудт, имеющий номинацию на «Оскар» и приз Венецианского кинофестиваля за фильм «Вчера».
Планировалось, что съемки картины пройдут в памятных местах, в том числе и близ тюрьмы на острове Роббен, где отбывал свой 27-летний срок Нельсон Мандела. Супруга экс-президента неоднократно организовывала масштабные кампании по его освобождению, ввиду чего стала заметной фигурой в движении сопротивления апартеиду и даже получила неофициальный титул «мать нации».
Вообще, проект, в основу которого легла книга Энн-Мари ду Приз Бездроб «Жизнь Винни Манделы», обещает быть интересным. Никто в ЮАР не умаляет заслуг Винни в деле борьбы за права человека, однако репутация «матери нации», мягко говоря, оставляет желать лучшего.
В 1988 году ее телохранители похитили и избили четырех черных юношей, одного из которых позже нашли мертвым. Позднее озвучивались подозрения, что супруга лауреата Нобелевской премии мира замешана и в других похищениях, а также издевательствах над людьми (большая часть жертв были белыми). В том числе и по этой причине супруги в 1992 году расстались и впоследствии развелись.
#{movie}Спустя 10 лет суд признал Винни виновной в 43 случаях мошенничества и 25 кражах при получении банковских кредитов на общую сумму более 120 тыс. долларов. Суд назначил ей наказание в пять лет тюрьмы (один год – условно). Это притом что гибель похищенного подростка вылилась лишь в штраф (по решению апелляционного суда).
Что до критики в адрес голливудских фильммейкеров, «порочащих национальное достояние ЮАР», началось всё с анонсирования фильма Клинта Иствуда «Непокоренный». В немилость к африканцам попал и сам Иствуд, и Морган Фримен, сыгравший Манделу во время первого президентского срока, и Мэтт Дэймон в роли регбиста на матче Кубка мира в 95-м, и весь Голливуд. Пафос протеста был следующий: выгодно показать Африку в кино может только Африка.
«Опальный» фильм, к слову, создавался на базе собственной студии Иствуда совместно с продюсерской компанией Фримена и во главе с Warner Bros. То есть в производстве картины никакой поддержки со стороны ЮАР вовсе не требовалось, разве что разрешения на съемки в Кейптауне, которое такой гигант, как Warner, получил без труда. Но африканцев возмутил сам факт существования фильма об их историческом прошлом, в изображении которого их опередил Голливуд.
По факту киноработники ЮАР объявили неприкосновенность своей истории для зарубежных творцов, пока только на уровне кино.
Отметим, что о строительстве собственного Голливуда официальная Претория объявила еще в 2006 году. Местом возведения был выбран Кейптаун, расположенный на природоохранной территории.
Правда, местные кинематографисты, инициировавшие проект «фабрики грез», должны были создать фонд исследования и охраны заповедных мест. Говорилось и о проектах, посвященных красотам и болотам ЮАР, одобренных двумя сторонами, и о предоставлении 8 тыс. рабочих мест.
За последние годы в южноафриканской киноиндустрии действительно наблюдается подъем. Ощутимо увеличилось количество выпускаемых картин и уровень подготовки киноработников. Африканцы южной части материка участвуют в европейских кинофестивалях и появляются в списках Американской киноакадемии, однако сами они утверждают, что их Голливуд только развивается.
И чтобы он по-настоящему стал своим, необходимо пресечь любое вмешательство со стороны, убеждены африканцы. Даже если на роль в фильме режиссера с номинацией на «Оскар» претендует оскароносная афроамериканка (Дженнифер Хадсон получила свою статуэтку в 2006 году за роль второго плана в картине «Девушки мечты»).