В минувшем октябре в рамках Лондонского международного кинофестиваля критика стоя приветствовала новую историю о Джоне Ленноне из той поры, когда он только готовился стать легендой. Юность знаменитого музыканта, его добитловские проекты, знакомство с Полом Маккартни, а также мемуары сводной сестры Леннона Джулии Бэрд стали основой для режиссерского дебюта художницы Сэм Тэйлор Вуд.
Первый брак с Синтией трещал по швам, в новую дверь входила Йоко Оно, а лодка Beatles терпела крушение от неразрешимых противоречий
Фильм под названием «Мальчик из ниоткуда» (в российском варианте – «Парень из Ливерпуля») показывает жизнь Леннона с момента его рождения и до 50-х годов, когда был сформирован первый музыкальный коллектив с его участием – группа Quarrymen. На роль культового музыканта Тейлор Вуд пригласила актера Аарона Джонсона, у которого, несмотря на молодость, за плечами съемки в двадцати фильмах, среди которых «Иллюзионист» и «Шанхайские рыцари».
«Мальчика из ниоткуда» критика приняла с распростертыми объятьями. Работа Вуд, в центре которой – отношения Леннона с матерью (ее играет английская актриса Энн-Мэри Дафф), была наречена «прорывом», а достоинства фильма сравнивали с «Миллионером из трущоб».
Чуть ранее на экранах появилась полудокументальная драма «Глава 27» – история убийства Леннона глазами самого убийцы – Марка Чэпмена, возомнившего себя героем романа «Над пропастью во ржи» и пытающегося «положить конец искусственной реальности».
И вот теперь, продолжая линию «леннонизма» в кино, канал BBC-4 объявил о съемках нового битл-фильма, по сути лежащего в рамках двух предыдущих лент. Картина посвящена событиям судьбоносного для Леннона периода – конец 60-х – начало 70-х, когда первый брак с Синтией трещал по швам, в новую дверь входила Йоко Оно, а лодка Beatles терпела крушение от неразрешимых противоречий и потери своего главного капитана – Брайана Эпштейна. Рабочее название ленты – «Обнаженный Леннон».
Большая часть творческого персонала отбиралась из резервов канала BBC, что объясняет неоднозначный выбор актеров на роли. Так, образ Леннона доверили актеру Кристоферу Экклстону, зарекомендовавшему себя в сериале «Доктор Кто», выходящем на том же BBC, а также в большом кино – «Другие», «Бросок Кобры», «Угнать за 60 секунд». У фанатов Beatles при этом появляется удобный повод упрекнуть продюсеров: 45-летний Экклстон на 18 лет старше своего экранного героя.
Остальные заглавные актеры российскому зрителю известны еще меньше. Первую супругу музыканта Синтию Леннон сыграет актриса другого BBC-сериала «Крэнфорд» Клаудия Блэйкли, а Йоко Оно – Наоко Мори (сериалы «Доктор Кто», «Охотники за чужими»). Наконец, над образом юного Пола Маккартни будет работать 33-летний ирландский актер Эндрю Скотт («Спасти рядового Райана»), а легендарного Эпштейна воплотит Рори Киннер («Квант милосердия», «Безмолвный свидетель»).
The Guardian пишет, что канал BBC-4 в Великобритании имеет авторитет спонсора малобюджетных, но высококачественных байопиков. Одним из таких стал недавний релиз фильма «Энид» о детстве писательницы Энид Блайтон с Хелен Бонэм-Картер в главной роли.
По словам продюсеров проекта, фильмы канала, посвященные поп-идолам Британии, «обречены на успех и рекордную аудиторию». В частности, утверждает Ричард Клейн, интерес зрителей вызывает сам подход: «В байопиках BBC, прежде всего, исследуется пространство артиста между его публичными работами и личной жизнью».
Как известно, 60-е ознаменовали собой переворот в жизни Леннона не только как музыканта. В 1967-м умирает менеджер и главный наставник Beatles Брайан Эпштейн, что фатально отразилось на рабочей атмосфере в коллективе. Леннон начинает больше времени уделять своей пассии Йоко Оно, увлекается авангардным искусством и наркотиками. Напряжение внутри Beatles в это время достигает апогея, музыканты начинают записываться по отдельности. В конце концов, Леннон покидает Великобританию и переселяется в Нью-Йорк.
Сценарист Роберт Джонс рассматривает этот период в жизни Леннона как отпечаток его сложного детства и следствие восстановившейся связи с отцом Фредди. «Мальчик из ниоткуда» представлял проблему перемен в личности музыканта в том же ключе, однако Вуд рассматривала по большей части влияние на Леннона женского окружения, в первую очередь, его матери и тетушки.
Режиссером и сопродюсером фильма станет Эдмунд Култхард, известный британцам по ряду сериалов и телепроектов. Премьера картины запланирована на следующий год.
Вообще, кинематографисты нередко обращались к группе Beatles, исследовали и феномен группы, и биографии музыкантов в отдельности. Особое место в «битлониане» занимают картины, снятые на основе личных архивов и хроники любительских съемок. Большинство из них посвящено именно фигуре Леннона, его творческой и личной судьбе и, конечно, смерти от руки психически неуравновешенного фаната Марка Чэпмена.
Среди документалистов, обращавшихся к жизни Леннона, Эндрю Солт, смонтировавший фильм «Представьте себе: Джон Леннон» из нарезки архивных видео, Рэй Сантили, показавший последние минуты музыканта и самое громкое преступление в мире шоу-бизнеса прошлого века в документалке «Джон Леннон: Несущий весть», и Дэвид Лиф, создавший небезызвестную ленту «США против Леннона» о политических убеждениях рок-легенды и «американском» периоде его творчества.