Культура

14 августа 2008, 10:16

Андрей Клюкин: «Рок должен держаться корней»

Андрей Клюкин исчез из эфиров внезапно. Еще год назад он вел программу «Воздух» на «Нашем радио» – живые концерты в прямом эфире, – был креативным директором радиостанции, отвечал за проведение фестивалей «Нашествие». И вдруг исчез. Год спустя он объявился с идеей проведения целого ряда этнофестивалей.

16 августа пройдет первый опен-эйр «Дикая мята» в московском парке «Тропарево», в нем участвуют «Ива Нова», Алевтина, «Северо-восток», Мила Кикина, «Начало века», «Полынья», «Медвежий угол», исторический театр «Ратоборцы», уличный театр «Феникс». Вход на фестиваль свободный. Обозреватель газеты ВЗГЛЯД Гуру Кен расспросил радиогуру Андрея Клюкина о проблемах отечественной рок-музыки и перспективах фолк-музыки.

Приятно, что кто-то заботится о том, чтобы было меньше проверок, чтобы не «кошмарили» бизнес, что есть упрощенное налогообложение

– После ухода с «Нашего радио» – вдруг такой скачок к фестивалю этнической музыки. Почему?
– Чем я сам больше думаю об этом, тем больше понимаю, что для меня это последовательное движение. Еще когда мы стали проводить «Нашествие» на трех сценах, мне хотелось расширить жанровое разнообразие фестиваля, которым я занимался. Сейчас у меня желание схоже, но мотив другой.

Большое количество современной отечественной музыки не имеет крепкого ядра, опоры на корни. У старого русского рока все понятно – был протест, вторая волна – прозападническая, не сохранившая свой стадионный статус.

Сейчас третья волна, и она невнятная и непонятная. У меня сложилось впечатление, что причина кроется именно в отсутствии корневой основы.

Ведь англосаксонская музыка опирается на блюзы и английскую корневую музыку. Скандинавская – на своих корнях. И интересной идеологии нет, музыка чаще всего создается с оглядкой на западные аналоги.

Наша идея не только в том, чтобы проводить именно фолк-фестивали. Их-то как раз много сейчас. Нам бы скорее хотелось создать сильный бренд, который объединит не только музыкантов, но также исторические театры, арт-группы…

В общем, совершенно разных талантливых людей, которые так или иначе имеют отношение к фольклору, обращаются к корням нашей культуры. Нам бы хотелось внести свой вклад в популяризацию этих направлений.

– Группы, которые отобраны для участия в фестивале «Дикая мята» – они не тяжелые и не «ирландские»?
– Правильно подмечено. Девять лет я занимался русским роком и понимаю, что музыканты часто теряют связь со своей музыкой. Часто копируют какие-то прикольные западные группы. Может быть, в славянском фолке противоядие?

«Большое количество современной отечественной музыки не имеет крепкого ядра, опоры на корни»
– Кто делает фестиваль?
– Я и мои коллеги по компании J-group, которую мы открыли полтора года назад. Идея собственной компании возникла у меня в тот момент, когда начался кризис самооценки.

Тогда я задумался о том, чем я ценен: тем, что занимаю пост в крупном медиахолдинге, или тем, что могу реально сделать. Вопрос с названием вообще не стоял – Janis Joplin, Jimmy Hendrix, Джек Воробей и так далее. Везде буква J. Отсюда и возникло J-group.

Сейчас в нашей компании 11 человек, с некоторыми из них я работал на «Нашем радио». Мы занимаемся рекламным дизайном, создаем концертные афиши, оформляем эфиры радиостанций, делаем сайты, арендуем галереи и проводим выставки современного искусства, открыли свое кафе.

В какой-то момент, заработав определенное количество денег, решили делать фестиваль. Собственно, именно к этому и хотелось прийти с самого начала.

У нас есть спонсор, который покрывает часть расходов. Несмотря на то что вход на фестиваль будет свободным, музыканты получают гонорар. Мы категорически против того, чтобы артисты выступали бесплатно.

Кроме того, нам помогает управление культуры Юго-Западного округа. Там работает замечательная женщина Нина Николаевна Базарова, которая в свое время открывала Московскую рок-лабораторию.

– Андрей, откуда взялось название «Дикая мята»?
– Нам хотелось, чтобы название было привлекательным. Потом эта музыка – действительно дикорастущая. Ведь у фолк-групп никогда не было продюсеров, у многих из них нет даже директора. А мята – просто хорошее слово. Мы прибавили к нему слово «дикая». Получилась «Дикая мята».

– Мята ассоциируется с чаем.
– Снова верно подмечено. Событие не алкогольное. Мне очень хочется, чтобы атмосфера была светлая, позитивная. Чтобы на фестиваль могли приходить молодые родители с детьми. Кстати, мы недавно были на фестивале «Пустые холмы», очень понравилась именно атмосфера. Мы ездили всем офисом и хотим поблагодарить организаторов.

– Это будет разовая акция или планируется продолжение?
– Да, осенью мы планируем клубное продолжение, серию концертов в залах на 200–300 человек. Посидеть, послушать. Вместе с Navigator Records сделаем сборник, проведем его презентацию также в клубе. И начнем готовиться к следующему фестивалю.

– Участники фестиваля не обращаются с упреками, что, пока ты работал на «Нашем радио», их не поддерживал? А когда уволился, пришел к ним?
– Дело в том, что я работал на «Нашем радио» креативным директором и ни разу не принял решение о том, чтобы поставить ту или иную группу в эфир. Я мог лишь взять кого-то на «Нашествие» или в свою передачу.

Но многие из этих музыкантов не обратились ко мне, когда я делал программу! Скажем, с Милой Кикиной я познакомился буквально вчера, хотя слышал ее песни.

Группу «Начало века» я сам приглашал поучаствовать в программе, «Северо-восток» тоже были у меня в эфире. Алевтина и «Медвежий угол» появились уже после моего ухода с радио.

«Полынью» я всегда брал на «Нашествие». Так что никаких предпосылок для угрызений совести у меня нет, равно как и у музыкантов нет поводов для упреков. Я вообще не считаю, что у музыкантов могут быть упреки к «Нашему радио»: эта станция подняла на своих плечах колоссальный пласт музыки и продолжает это делать.

Наоборот, у меня теперь появилось время заниматься такой музыкой. И теперь ко мне подходят музыканты и аккуратно спрашивают, не хочу ли я заниматься их делами постоянно – концерты делать, пластинки выпускать.

Мы об этом не думали. Но, когда тебе говорит это каждая вторая группа, поневоле задумаешься. Мы же активно действуем – даем рекламу фестиваля на радиостанциях, телеканалах, печатаем афиши, открыли интернет-портал про фолк. Куда это приведет – посмотрим.

– Как ты оцениваешь ситуацию в нынешней рок-музыке? На последнее «Нашествие» не ездил?
– Не ездил. У меня сейчас что-то вроде отпуска. Девять лет я настолько плотно занимался этим, прослушивал такое количество музыки, что надо было взять тайм-аут. Сделал дома ремонт и переслушал много западных пластинок. В русской рок-музыке есть несколько проблем, которые надо перешагивать.

Во-первых, оформление и подача. Когда поднимались «Роллинг Стоунз», с ними работал Энди Уорхол. Когда поднимался русский рок, то все было доморощенным – записи, футболки, эмблемы…

В результате наши великие музыканты, как Виктор Цой, не воспринимаются как великие. Майки «Роллинг Стоунз» смотрятся на тебе стильно, а если хочется продемонстрировать любовь к Цою, то придется надевать жуткий черный балахон. Это вовремя поняла группа Amatory, она стала делать стильные вещи.

Во-вторых, из музыки ушла идеология, протестных групп больше нет – они все условно-протестные.

Старожилы взяли верный курс – за чистоту души. Подросткам это не подходит, изображать из себя Достоевских им странно. И петь стало не о чем. Нет идеи.

К тому же нет своего «я» в музыке. Не появляется новых «Звуков Му» или «Аукцыонов». Ориентируются на уже сделанное. Если нет музыки, может быть, у тебя есть идеология? Может, ты Путиным недоволен?

Нет, все довольны. И я, кстати, когда открыл свою фирму, переменил свое отношение к нему. Мне очень приятно, что кто-то заботится о том, чтобы было меньше проверок, чтобы не «кошмарили» бизнес, что есть упрощенное налогообложение для маленькой фирмы.

Как электорат они меня получили.

Наконец, в рок-бизнесе мало профессионалов. Почти нет профессиональных рок-продюсеров, совсем мало организаторов концертов, промоутеров, рекорд-лейблов и так далее.

Вокруг рок-музыкантов практически отсутствует бизнес. Каждый концерт – как последний. Поэтому не нужна декорация, не нужен свет, не нужно шоу. Рок-музыкант превращается в маргинала в растянутом свитере.

И нет продюсера, который подталкивает артиста к тому, что хотят зрители. Западные музыканты делают шоу и выкладываются. У нас этого почти нет. А в результате молодой талантливый гитарист в рок-музыку не пойдет. Здесь негде заработать. И в рок все чаще идут посредственности.

– Здесь нет вины радиостанций и телеканалов, которые не ставят в эфир молодые группы?
– Радио – это бизнес. Во всем мире радиостанции получают диск не от музыканта, а от рекорд-компаний, которые говорят: «Нам нравится этот артист, мы запишем пластинку, снимем клип, повесим плакаты по городу» – и приходят на радиостанцию с конкретным планом взрыва. И взрыв получается.

У нас же от радиостанций ждут миссионерства. И вот «Наше радио» ставит на свой страх и риск новую песню пять раз в день. Слушатель, который не успевает привыкнуть, переключается на соседнюю волну. От этого могут упасть рейтинги радиостанции и могут упасть рекламные доходы. Но ведь радио не может и не должно работать себе в убыток.

Должен быть институт продюсеров, которые делают длинные деньги – когда от вкладывания денег до получения прибыли проходит довольно серьезный срок.

– Что скажешь про продюсерские проекты в рок-музыке – «Знаки», «Провода» и так далее?
– Я не считаю, что есть серьезный прорыв. Тут еще важен баланс между харизмой исполнителя и продюсера. Из пластилина лепить проще, но ценится больше бриллиант. Но и бриллиант в начале всего лишь графит.

Короче, всему свое время. Эти группы записываются в дорогих студиях, в них играют профессиональные музыканты. И это явная заслуга продюсеров, которые дают шанс, а уж сумеют ли группы им воспользоваться – покажет время.

– Где та грань, где русский рок может стать просто роком, который во всем мире, и наши группы начнут восприниматься в одном ряду со шведскими, английскими и так далее?
– Это вопрос из серии «В чем сила, брат?». Знаешь, все зависит от того, как воспринимать словосочетание «русский рок».

Если ты задаешь вопрос, считая, что он плох, – это одно, если же, наоборот, ты симпатизируешь – это другое.

Что до меня, то мне не хочется, чтобы русский рок как жанр слился с общемировым мейнстримом. У нас есть свои корни, и прятать их или стесняться – это позиция жалкая.

Изображать из себя британцев, или ирландцев, или американцев нам негоже. Наблюдать за тенденциями – одно, делать кальку – другое.

U2 – очень ирландский рок, Tito and Tarantula – очень мексиканский рок, и им это не мешает быть в общемировой обойме. Так вот, мне хочется, чтобы, используя корневые традиции, русский рок стал немного более русским роком.

Текст: Гуру Кен

Вам может быть интересно

В разведке США предположили скорый прорыв ВС России в районе Харькова
Темы дня

Грузинские власти борются за роль сталинской «редиски»

Несмотря на угрозы со стороны Запада и решимость оппозиции устроить побоище на улицах Тбилиси, власти Грузии намерены довести до конца дело с местным аналогом закона об иноагентах и утвердить его. Они не могут поступить иначе, поскольку являются теми, кого Сталин сравнивал с редиской.

Одесса ждет от России справедливости за 2 мая

Десять лет назад столкновения между противниками и сторонниками Евромайдана привели к одной из самых трагических страниц в современной истории – пожару в одесском Доме профсоюзов. Жертвами тех событий стали десятки человек, сотни получили травмы. Организаторы и провокаторы массовых беспорядков до сих пор не наказаны. События в Одессе стали поворотным моментом не только для ополчения Донбасса, но и для всех участников Русской весны, в том числе в Харькове, Николаеве и Запорожье.

Киев призвал к «наступательной украинизации» страны

В МИД допустили связь высказываний Макрона с днями недели

Выжившая в Доме профсоюзов в Одессе рассказала о пытках в «коридоре позора»

Новости

Блиновская решила заявить о банкротстве

Обвиняемая в неуплате более 900 млн рублей налогов блогер Елена Блиновская решила попросить Арбитражный суд Москвы признать ее банкротом, следует из данных Единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Bloomberg: Возвращение релокантов ускоряет рост экономики России

Российская экономика ускоряет рост по мере возвращения уехавших из страны после начала СВО россиян, сообщает Bloomberg.

Газпром назвал сумму чистого убытка в 2023 году

Чистый убыток ПАО «Газпром» по итогам 2023 года составил 629 млрд рублей, что в два раза больше, чем убыток в 319,4 млрд рублей годом ранее.

Путин провел рабочую встречу с губернатором Тульской области Дюминым

Президент России Владимир Путин назвал впечатляющим рост промышленности Тульской области, а также похвалил регион за активное развитие строительного сектора и успехи в других сферах. Об этом он заявил на встрече с тульским губернатором Алексеем Дюминым.

Дуров рассказал о своих украинских корнях

Основатель Telegram Павел Дуров рассказал о своем интересе к украинскому языку, который возник еще в подростковом возрасте.

Минобороны показало уничтожение опорника ВСУ из танка прямой наводкой (ВИДЕО)

Российское военное ведомство опубликовало видео, на котором танкисты 68 армейского корпуса уничтожили опорный пункт ВСУ прямой наводкой.

В Киеве сообщили об ударах по складам ВСУ с ракетами Storm Shadow

На Украине зафиксированы удары по складам с дальнобойными западными ракетами Storm Shadow, об этом сообщила экс-нардеп Анна Гопко.

Bild: Путин заставил немецкие танки прогнуться

Путин заставил немецкие танки прогнуться, об этом пишет немецкая газета Bild, рассказывая об открывшейся в Парке Победы в Москве выставке трофейной техники НАТО, захваченной российскими войсками в ходе спецоперации на Украине.

На Западе назвали возможные действий России в случае изъятия активов

Россия может конфисковать активы иностранных инвесторов, хранящиеся на специальных счетах типа C, в ответ на заморозку западными странами российских активов, сообщили СМИ со ссылкой на экспертов.

Звание генерал-лейтенанта присвоено заместителю командующего группировкой «Восток»

Президент России Владимир Путин присвоил звание генерал-лейтенанта заместителю командующего группировкой войск «Восток» Олегу Лучанскому, указ опубликован на официальном портале правовой информации.

В Германии решили сэкономить на выплатах украинским беженцам

Министр внутренних дел Баварии Йоахим Херрманн предложил изменить механизм выплаты пособий беженцам с Украины, что позволило бы Германии экономить 840 млн евро в год.

Китай обвинил США в расширении военной мощи в космосе

Китай решительно отверг обвинения США в разработке противоспутникового оружия, назвав их ложными и провокационными. Пекин указал, что США сами являются большой угрозой космической безопасности, заявили в МИД КНР, комментируя заявления Пентагона.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?