Составители предлагают вспомнить Атлантиду затонувшей советской цивилизации, ведь все мы родом из общего детства, и делают это с эрудицией и юмором.
Март 1956 года
Когда духи кончаются, флаконы не выбрасывают, они стоят как украшения на трельяжах и полочках…
5 марта, в годовщину смерти Сталина, в Грузии начинаются волнения. Народ возмущен и тем, что ни одна газета не написала о вожде, и слухами, что тело Сталина хотят убрать из мавзолея. В Тбилиси, в садике на набережной, возле памятника Сталину, люди митингуют три дня: с шестого по восьмое марта.
Шестого марта первому секретарю ЦК Компартии Грузии Василию Мжаванадзе звонит Хрущев и предупреждает, что если грузинские коммунисты сами не наведут у себя в столице порядок, им «помогут» из Центра. Мжаванадзе крутых мер сразу принимать не стал: народ попытались разогнать водометами. Но разогнали не большой митинг у памятника Сталину, а другой – в скверике оперного театра. Как только вода в пожарных машинах кончилась, люди снова вернулись в скверик.
А на следующее утро к памятнику Сталину подъехал грузовик, в кузове которого стояли в обнимку Ленин и Сталин – то есть актеры, загримированные под вождей. Это драматический театр города Гори (родины Сталина) командировал своих представителей в поддержку митингующим.
Весь день, облепленные толпой народа, Ленин и Сталин стоят на грузовике. Ленин периодически выбрасывает вперед руку и скандирует: «Да здравствуют Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин!», а Сталин невозмутимо расхаживает по кузову (два шага туда – два шага сюда) и посасывает трубку. Правда, иногда Сталин слезает с кузова, прячется за грузовик и жадно затягивается «Дукатом», поскольку трубку курить не привык.
То и дело кто-нибудь из зрителей свадебно выкрикивает: «Обнимитесь! Поцелуйтесь». И вожди послушно обмениваются рукопожатиями и даже целуются.
На третий день – та же картина: Ленин и Сталин на грузовике. Число митингующих увеличилось, к жителям Тбилиси присоединились сталинисты из других городов. «Ленина» призывают к ответу: как это он позволил Хрущеву так обойтись со своим верным соратником, дорогим Иосифом Виссарионовичем? «Ленин» оправдывается.
Ближе к вечеру «Сталин» просит отпустить его в Гори: у него вечером спектакль. Толпа ревет: «Не отпускаем!» – «Но, товарищи, – уговаривает земляков «Сталин», – у меня нет замены, я не могу сорвать спектакль! И потом, Ленин с вами останется!» После клятвенных уверений «Ленина», что у него на этой неделе спектаклей нет, и он не уйдет с боевого поста, Сталину разрешают уехать…
А дальше события развиваются совсем не весело: в город входят войска МВД.
9 марта снова собирается многотысячная демонстрация, на этот раз у Дома Связи: возникла идея отправить поздравительную телеграмму Молотову. Во-первых, как имениннику (у него девятого марта день рождения), во-вторых, как верному другу и соратнику. У подъезда Дома – вооруженная охрана. Никто не ожидает, что она откроет стрельбу. Она – открывает. Из окон по толпе бьют пулеметы ...
Люди бросаются бежать. Их догоняют. Резня продолжается на набережной. Трупы сбрасывают в Куру. За ночь следы Кровавой пятницы Грузии ликвидируют: все убрано, зарыто, смыто. Как ничего и не было.
Пока Грузия бурно сопротивляется увольнению своего сына с должности отца народов, а власть убедительно демонстрирует, что свято место пусто не бывает, мужское население на остальной территории страны готовится к нашему дню Святого Валентина – Восьмому марта.
Выкроить время на поиски подарка в 1956 году мужчинам еще ох как непросто: страна трудится по восемь часов шесть дней в неделю, указ об отмене уголовной ответственности за самовольный уход с работы примут только в апреле, а субботнюю вахту сократят на четыре часа указом от 8 марта.
Почему нельзя было этого сделать чуть раньше?
Выкроить время на поиски подарка в конце 50-х мужчинам еще ох как непросто: страна трудится по восемь часов шесть дней в неделю |
Ленинградская фабрика «Северное сияние» выпускает демократичные духи «Ландыш серебристый» – они, в отличие от шикарной «Красной Москвы», считаются ширпотребом. «Ландыш» обладает стойким цветочным ароматом и содержит немалый процент чистого спирта. Народные умельцы готовят из него алкогольные коктейли, а надушенными «Ландышем» носовыми платками лечат мигрени.
А в это время... Во Франции Эдмунд Рудницки изобретает аромат, который войдет в моду на следующие полстолетия: «Диориссимо» – тоже ландыш.
В середине 50-х модная тенденция в европейской парфюмерии – широкое использование сладких нот. Парфюмеры экспериментируют с новыми синтетическими составляющими. Получаются ароматы слишком сложные, со множеством компонентов. Рудницки удается положить конец господству ароматических нагромождений.
Запах «Диориссимо» – после начального «зеленого» аккорда – аромат ландыша с легкими намеками на жасмин и древесные оттенки, аромат светлый и искрящийся, очень элегантный, очень юный. Советские женщины оценят «Диориссимо» только четверть века спустя, когда в начале 80-х розовые коробочки появятся на прилавках магазинов.
Парфюмерные магазины в народе называют «тэжэ», что означает всего-навсего «Товары для женщин». Но, покупая духи в подарок даме, гражданин может и себя побаловать: например, приобрести одеколон. Самые популярные мужские одеколоны – «Кремль», «Золотая звезда», «Шипр», «Ориган».
Самый «народный» – одеколон «Тройной», причем применяют его тоже не только после бритья, но и как лекарство от всех бед. В «Тройном» 64% спирта, он продается как в парфюмерных магазинах, так и в аптеках.
Самый шикарный – «Шипр», в своем роде знак советской эпохи. Придуманный во Франции в 1917 году Франсуа Коти (композиция пачули, дубового мха, бергамота), он «переехал» в Россию в начале 30-х, по дороге потеряв основную часть своей прелести. Тем не менее, наш «Шипр» чрезвычайно моден у молодых советских «денди». Популярность этого одеколона доходит до того, что продавцы парфюмерных магазинов зачастую предлагают его девушкам под видом духов «Шипр», а девушки жалуются на продавцов в журнал «Работница».
Мужчины при деньгах разоряются на украшения. Большим спросом пользуются броши и бусы, а вот серьги, кольца, цепочки не в ходу. Знаменитый на всю страну ювелирный магазин в Москве в Столешниковом переулке предлагает массу прекрасных изделий дореволюционной работы, которые государство реализует через торговую сеть.
Кольцо из золота с несколькими мелкими бриллиантами стоит 700 рублей, столько же составляет и средняя зарплата по стране, поэтому большинство советских женщин могут себе позволить лишь серебряную позолоченную брошку в виде зажима для галстука с уральским камнем.
Советское государство тоже о своих гражданках не забывает, заботится о демографической ситуации – все-таки целое поколение выбито войной. Женщинам- работницам и служащим по новым законам с 1956 года предоставляется отпуск на 56 календарных дней до родов и 56 календарных дней после родов. А если роды «ненормальные» или родились близнецы – отпуск дают на 70 дней. Кроме того, дают и пособие по беременности и родам – причем всем без исключения, даже не членам профсоюза.
В конце прошлого года в СССР разрешили аборты. И теперь «Пособие в связи с операцией аборта» выдается, «начиная с одиннадцатого дня нетрудоспособности», тем женщинам, чья зарплата меньше 600 рублей в месяц.
Денежная сумма пособия по беременности и родам строго дифференцирована. «В размере полного заработка за весь период отпуска» пособие получают только члены профсоюза, «имеющие общий стаж работы не менее 3 лет, в том числе не менее 2 лет непрерывного стажа работы», а также: несовершеннолетние с непрерывным стажем не меньше года, бывшие партизанки и инвалиды Отечественной войны, имеющие орден, новаторы или передовики производства. Остальные получают две трети от постоянного заработка.
Пособие на рождение ребенка – единовременное, предназначено оно «на приобретение комплекта белья для новорожденного». Есть еще пособие «на кормление ребенка». Оно выдается, если молодая мать до декрета зарабатывала меньше 600 рублей в месяц.
Документ эпохи
Вера Захаровна Босова, продавщица ГУМа, родила четырех девочек-близнецов. Она и ее муж шофер Иван Николаевич Босов давно мечтали иметь ребенка |
– Назовем ее Розой! Вот как раз мне принесли розы.
Врачи, медсестры родильного дома №8 окружили мать и близнецов сердечным вниманием. Вера Захаровна помещена в отдельную палату, ей обеспечен тщательный уход. Коллектив ГУМа проявил теплую заботу о семье Босовых. Местком выделил деньги на приобретение всего необходимого для четырех маленьких советских гражданок. Семье будет предоставлена новая просторная квартира».( «Огонек» №13, март.)
Эта публикация имеет продолжение: в редакцию приходит много писем, читатели интересуются судьбой матери и близняшек. Вера Босова отвечает всем через редакцию: «при рождении Верочка весила 1650 грамм, рост 39 см, Надя и Любочка по 1300 грамм, рост 36 см, а Розочка была совсем маленькая, весила всего 850 грамм, самая слабенькая. Она пожила 7 дней и умерла. Мы очень сожалели о ее смерти, но ничего не поделаешь».
Март 1969 года
Мини одержали в стране полную и безоговорочную победу, юбки выше колен и значительно выше колен носит и стар, и млад |
Что привезет Серафима Осинова из Чехословакии, можно не гадать: она привезет колготки, изобретенные еще в 1962 году Ив Сен-Лораном. В конце шестидесятых колготки для советских женщин предмет не первой, а острой необходимости. Мини одержали в стране полную и безоговорочную победу, юбки выше колен и значительно выше колен носит и стар, и млад. А короткая юбка с чулками на поясе сочетается плохо: ни нагнуться, ни сесть нога на ногу, ни пробежать за автобусом, плюс мужские взгляды на лестницах и эскалаторах.
Ладно бы, смотрелся весь этот многомиллионный мюзик-холл эротично, но он эротично почему-то не смотрится: одна неловкость и застуженные придатки. Такой вот бытовой парадокс. В общем, без колготок никак, а ближайший магазин, где их можно свободно купить, находится в Праге – ничто не помешало мятежным, но практичным чехам наладить сверхприбыльное производство. Недаром в нашу страну «чулки со штанишками» пришли не под каким-нибудь английским именем пантихосы, а под чешским kalhoty .
К слову, почти каждый день в течение 1969 года в главных газетах появляется хоть какая-нибудь строчка о Чехословакии. Информационные поводы самые незатейливые: то о том, что «в деревне Сухой Дол в Восточной Чехии на дом Франтишки Климешовой упал метеорит весом 755 г, проделав дыру в крыше», то о «весьма успешно» прошедшей партийной конференции Пражского горкома, Моравского крайкома или Словацкого облисполкома.
Тайный смысл подобных сообщений прозрачен: не бойся, советский народ, братья-славяне осознали, просветлились и под строгим контролем проходят курс лечения.
В начале марта ни с того, ни с сего в Европейскую часть прилетают грачи. Зловещие на этот раз, черные птицы. А 2 марта на советско-китайской границе раскаляется первая точка – остров Даманский.
Этот совсем крошечный речной островок принадлежит СССР. Ранним утром на китайском берегу скапливается до 400 китайских солдат. В полдень около сотни демонстративно высаживаются на Даманском. На острове не более двадцати советских пограничников под командованием старшего лейтенанта Ивана Стрельникова. Они вступают в бой и быстро погибают. Подходит весь личный состав заставы и помощь с соседней. Подходит несколько БТР. Быстрая контратака по льду Уссури заставляет китайцев бежать. Итог: с нашей стороны 32 убитых, с китайской – 54.
В компетентном нашем народе ходят другие слухи. Мол, четыре сотни китайцев захватили Даманский и давай радоваться. А с нашего берега применили новейшее орудие – установку залпового огня «Град». На Даманском ни одной елки целой не осталось, не говоря уже об этих гадах.
Естественно, сразу же после этого – взаимные ноты, демонстрации трудящихся. У китайского посольства в Москве – цивилизованный митинг. У советского в Пекине – истерический. Круглосуточный крик в 48 мегафонов. Пограничники, участники сражения получают разные награды, отпуска и досрочный дембель. Полковник Демократ (это имя) Леонов, старший лейтенант Виталий Бубенин, младший сержант Юрий Бабанский становятся героями Советского Союза. Старший лейтенант Иван Стрельников получает эту награду посмертно.
В Сибири страшные морозы. Но тянется нефтепровод из малоизвестного пока поселка Нижневартовский.
А по Москве разъезжает на серой « Волге» госномер ММЛ 39-33 удивительный таксист по имени Александр Власов. Развлекает пассажиров поэтическими экспромтами. Некоторые из них корреспондент «Вечерней Москвы» запомнил.
Мое сердце влюблено
В дивный город Люблино.
Поколение бедовое –
Любим мы Кольцо Садовое.
Как сделать план, ответ простой –
Побольше езди, меньше стой.
«Волга» сделана по-русски,
Идет, не чувствуя нагрузки.
В ГАИ и ОРУДе
Хорошие люди.
С 15 марта в Стокгольме проходит чемпионат мира по хоккею. У нас необыкновенно сильная команда, но и чехи традиционно сильны. К тому же, на этот раз соперничество приобретает политический аспект, только подогревающий спортивную злость. Доходит и до драк, в хоккее с шайбой явлении обычном. Как на грех, у них лучшего нападающего зовут Вацлав Недаманский.
Лидирующие команды играют каждая с каждой в два круга. В первом круге СССР побеждает Швецию 3:1, шведы выигрывают у чехов, а чехи – у наших 2:0. В Чехословакии ликование, пиво рекой и антисоветские лозунги. Во втором круге в ожесточенной борьбе все повторяется. Мы выигрываем у шведов, чехи выигрывают у нас, шведы у чехов. В результате, СССР – чемпион мира по результатам разницы забитых и пропущенных шайб.
17 марта выборы в Моссовет. Впервые голосовавший рабочий Андрей Кубиленский на выходе с участка заявил: «Я голосовал за Ленина». И поправился: «За дело Ленина» И ему тут же пожала руку Евгения Ивановна Евстигнеева, которая голосовала за то же самое в 1922 году.
Март 1978 года
А вот локомотивному депо Засулаукс похвастаться нечем: за шесть лет ремонтницам так и не заменили в бытовках детсадовские шкафчики. Они, конечно, симпатичные. С вишенками, персиками и прочими плодово-ягодными рисунками на дверцах, но ни роба, ни сапоги в них не помещаются |
Ровно перед праздниками из магазинов исчезает губная помада. Самой помады достаточно. Нет футлярчиков. Помаду для всей страны выпускают три фабрики, а тару – одно-единственное маломощное предприятие Всесоюзного общества слепых. Рижская фабрика «Дзинтарс» обещает помочь, выпустив помаду сразу в футлярах.
Пропадает и тушь для ресниц «Ленинградская» (45 коп.). И черт бы с ней: тушь – отвратительного качества, при нанесении на ресницы слипается комочками, течет и размазывается при малейшем увлажнении, нещадно разъедая глаза. Но другой в продаже не было. А теперь нет и этой.
Зато появились пакетики с чаем для разовой заварки «Чай с лимоном»: «...достаточно опустить пакетик в кипяток, как явственно ощущается приятный аромат чая с лимоном». А потом этот же пакетик можно положить на глаза, чтобы снять воспаление от туши, купленной в вокзальном туалете у цыганок.
В СССР проходит Всесоюзный смотр условий труда и быта женщин. Рапортуют города и села. В Узбекистане механизирован труд обтирщиц вагонов на Среднеазиатской железной дороге.
В Литве на Клайпедском и Паневежском молочных комбинатах механизированы работы на производстве творога. На Якутском мясокомбинате отремонтирована вентиляция.
В Свердловске на машиностроительном заводе переоборудованы гардеробные и душевые. Ура! А вот локомотивному депо Засулаукс похвастаться нечем: за шесть лет ремонтницам так и не заменили в бытовках детсадовские шкафчики. Они, конечно, симпатичные. С вишенками, персиками и прочими плодово-ягодными рисунками на дверцах, но ни роба, ни сапоги в них не помещаются. И душевая – одна на пятьдесят человек. А работа – потная, ну-ка помаши ломом восемь часов! Руководство депо заверило комиссию, что в ближайшее время все недочеты будут исправлены.
Накануне праздника статистика радостно рапортует, что в СССР свыше 4,5 тыс. женщин – доктора наук, свыше 97 тыс. – кандидаты, 2,4 тыс. – академики, член-корреспонденты Академий наук СССР и союзных республик, профессора. Более 4 тыс. женщин руководят промпредприятиями и административными учреждениями, 200 тыс. – начальники цехов, отделов, лабораторий. Сколько женщин кладут асфальт, варят трубы, мешают бетон и прочее, статистика не сообщает.
Подарок к Восьмому марта от руководства страны – повышение розничных цен.
Анекдот тех лет: Брежнев, выбирая товары, на которые повысятся цены, гадает по букварю. Открывает наугад:
– Буква «З» – мм…на золото. Буква «К» – на кофе. Буква «Ф», – задумывается. – Буква «Ф» – на фсё!!!».
Государство не мелочится. Розничные цены на ювелирные изделия из золота и металлов платиновой группы (кроме дисков для зубных протезов) вырастают на 60%; на бензин до 15–20 копеек за литр; ремонт и техобслуживание личных легковых автомобилей и запчастей к ним в среднем становится дороже на 35%. Естественно, дорожает такси. Теперь счетчики будут крутиться с удвоенной скоростью. Но пассажир этого не увидит: окошечко с цифрами от него скроет половинка бритвенного лезвия. Просьбу убрать лезвие таксисты будут воспринимать как личное оскорбление.
Подорожали обручальные кольца. Но лицам, впервые вступающим в брак, выплачивается при регистрации компенсация.
Есть и хорошая новость – одновременно снижены розничные цены:
- на черно-белые телевизоры,
- на жидкие и пастообразные моющие средства,
- на пальто, полупальто, куртки из искусственного меха,
- на белье женское и детское трикотажное из синтетики,
- на сапоги, полусапожки и ботинки мужские с верхом из синтетической кожи.
Вроде все? Ах, да! Введены новые правила пользования телефонами. Теперь аппараты – личная собственность граждан. Съезжаешь на новую квартиру – можешь забирать с собой всю телефонную технику. До 1978 года ничего подобного не позволялось.
Хочешь поставить дополнительный аппарат – пожалуйста. Вместо прежних 5 рублей заплатишь 2 руб. 30 коп. В отдельных квартирах за пользование дополнительным аппаратом отменили и абонентскую плату. Была – 12 рублей (это при квартплате примерно в 10 рублей за двухкомнатную малогабаритку). В ряде специализированных магазинов население может купить телефонный аппарат отечественного производства, но абоненты не должны устанавливать купленные телефоны самостоятельно или производить их перестановку. Этим занимаются только специалисты.
Большое спасибо!