Удивительно, но привозы актуальных западных звезд на премии Муз-ТВ или MTV не привлекают столько зрителей. Впрочем, привозили в основном рэперов, а к ним отношение в России более чем прохладное. «Дискотека 80-х» показывает, что востребованы у нас артисты, на которых росли нынешние 30–40-летние. У них есть деньги и свободное время, но не на «Фабрики звезд» же им ходить.
Нынешний, шестой по счету фестиваль побил все собственные рекорды по посещаемости. И побил рекорды самого «Олимпийского» – самой крупной закрытой концертной площадки в стране. Обычно концерты там проводятся на ополовиненной площадке. Сцена стоит в центре поля перед одной широкой трибуной полукругом. Максимальная вместимость тогда – 15–17 тысяч. Для самых горячих концертов сцена сдвигается к стене. Так вот, на «Дискотеку 80-х» продано более 25 тыс. билетов. Предыдущий рекорд принадлежал самому Pink Floyd, который в 1989 году собрал 23 тыс. зрителей.
Что такое «сбитый летчик»?
На «Дискотеку 80-х» продано более 25 тыс. билетов. Предыдущий рекорд принадлежал самому Pink Floyd, который в 1989 году собрал 23 тыс. зрителей
С другой стороны, есть какая-то неловкость в том, что артистов причисляют к ретро. Скажем, какая Алла Пугачева – ретро? Любой стадион соберет, и свежих хитов уйма. Но повод именно таков, так что спросить про самоидентификацию артистов со «сбитыми летчиками» все-таки у музыкантов пришлось. Вопрос корреспондента деловой газеты ВЗГЛЯД вызвал на предфестивальной пресс-конференции эффект разорвавшейся бомбы. Прежде всего протестовали организаторы.
Генпродюсер фестиваля Юрий Костин заявил, что «сбитые летчики» могут быть только в России. Настоящие же артисты внесли свой вклад в культуру и не могут быть забыты. Matia Bazar, Gloria Geynor и Kim Wilde вызывают, по его мнению, ажиотаж в любой стране и на каждом концерте. Руководитель концертного агентства «Атак Концерт» Юрий Горный призвал не путать настоящих звезд с однодневками. Он видел, как Gloria Geynor зал приветствовал стоя, слышал, какие большие туры работает Kim Wilde. А Matia Bazar два года назад выиграли конкурс в Сан-Ремо.
Музыканты отвечали куда спокойнее. Клавишник «Матиа Базар» Piero Cassano уточнил, что он уже 30 лет в шоу-бизнесе. Это серьезная часть жизни, и он вполне доволен, что его относят к ретрозвездам 80-х, к которым можно также отнести Rolling Stones, Led Zeppelin и U2. А превосходно выглядящая Kim Wilde рассказала трогательную историю о том, почему она на 10 лет ушла из шоу-бизнеса. В 36 лет она встретила настоящего мужчину, которого полюбила и от которого захотела родить детей.
А поскольку ранее она дала себе зарок, что при встрече с таким человеком тут же уйдет из шоу-бизнеса, то она так и сделала. Сейчас у нее двое детей и появилось свободное время давать концерты и записывать новые песни. Она уже выпустила новый альбом Never Say Never (2006) и провела небольшое европейское турне с его презентацией.
За предыдущие пять лет существования фестиваль действительно показал едва ли не всю плеяду эстрадной и танцевальной музыки тех лет. Многие популярные артисты приезжают на «Дискотеку 80-х» по несколько раз, например Bad Boys Blue и Ricchi e Poveri. Впервые на фестивале появились королева диско Gloria Gaynor, англичанка Kim Wilde, греческий тенор Demis Roussos, изысканные итальянцы Matia Bazar, данс-звезды Trans-X и Den Harrow, латино-диско Maywood из Голландии, австрийская певица Gilla и другие.
Не меньший (а то и больший) интерес зрителей вызывают российские участники. В этом году главный хедлайнер, конечно, Алла Пугачева. Специальный сет подготовил Вячеслав Бутусов. Остальные артисты тоже вполне репрезентативны: Валерий Леонтьев, Владимир Кузьмин, Владимир Пресняков-младший, Александр Иванов, Крис Кельми, «Самоцветы», Салтыков, «Сладкий сон», «Земляне», «Здравствуй, песня» и другие.
Как это было
Валерий Леонтьев вышел в своем технократичном костюме с сотней светящихся фонариков |
Посмотреть на многих артистов интересно хотя бы с антропологической точки зрения. Что они? Как они? Но тот же Matia Bazar многие ждали ради чудной песни Vacanze Romane, а вместо аристократического модерн-танго прозвучал банальный прямолинейный поп-рок. Из «Землян» недавно ушел фронтмен Сергей Скачков, поэтому «Каскадеры» вызвали некоторый когнитивный диссонанс – было живое ощущение, что поет Скачков, а на сцене стоит между тем совсем молодой парень.
«Самоцветы» с бодрой и свежей Еленой Пресняковой отыграли заводной микс из всех своих хитов нон-стопом. Хотя именно к «Самоцветам» выражение «все хиты» употреблять опасно, уж слишком их много. Так что упомянем о том, что «Не надо печалиться», «Увезу тебя я в тундру» и «Все, что в жизни есть у меня» прозвучали. Владимир Кузьмин напомнил про свой электропоп-регги «По-прежнему вдвоем».
Певица Gilla, захиревшая после ухода своего продюсера Фрэнка Фариана к делам исключительно Boney M, не утрудила себя записью новой фонограммы и отбарабанила свои хиты под старую фанеру. Так что Johnny получился веселеньким, если не смотреть на сцену.
Едва ли не главный итальянский хит 80-х в мире Mamma Maria всегда к месту. Ricchi e Poveri приезжают в Россию часто, но спрос всегда велик. Один припев группа постаралась пропеть живьем – получилось не очень. Потом второй – с тем же успехом. Лучше бы и не начинать.
А вот Maywood не приезжал раньше, многие помнят его по виниловому гиганту от фирмы «Мелодия» Different Worlds (1985) с хитами Rio и Pasadena.
От дуэта осталась только одна сестра Caren Wood, и это уже неплохо. Учитывая тот непреложный факт, что группа распалась еще в 1995 году. Приятно было прослушать те самые треки 20-летней давности из «Утренней почты».
Александр Иванов сначала спел про части Вселенной сам, а затем вызвал Преснякова-младшего, и, обнявшись, они дуэтом исполнили «Я буду помнить» под минусовую фонограмму. Сам Пресняков напомнил о хите «Недотрога» и тоже пел его живьем.
Сенсацией мог бы стать выход Демиса Руссоса. И зал бурно приветствовал певца. Однако состояние здоровья грека не позволяет ему двигаться по сцене. За кулисами он ходил с палкой и на очень короткие расстояния. На сцене же вовсе просидел все время на стуле, пел под фанеру и стал скорее символом концертной программы, нежели активным участником. Souvenirs, тем не менее, прозвучал.
Салтыков попытался петь «Белые ночи» живьем, но то ли аппаратура подкачала, то ли еще что-то, но было довольно неловко за опытного вокалиста. Kim Wilde так экспериментировать не стала, тем паче бронебойный хит Cambodia говорит сам за себя.
Валерий Леонтьев вышел в своем технократичном костюме с сотней светящихся фонариков и порадовал зал энергичным мини-сетом из шлягеров «Дельтаплан», «Маргарита» и «Вдвоем с тобой».
Любимчики зала
Но все-таки самую бурную реакцию в зале вызвали три других исполнителя. Алла Пугачева, Вячеслав Бутусов и Глория Гейнор.
Конечно, все ждали от Гейнор гимна всех дискотек мира I Will Survive. И конечно, он прозвучал. Но диско-королева показала еще великолепное владение вокалом, буквально дирижирование огромной аудиторией «Олимпийского» и харизматичную энергетику. Да, она стала немного задыхаться ближе к коде песен, но это честная и веселая одышка. Возраст все-таки. Она веселилась и веселила, показав себя действительно превосходным артистом.
Вячеслав Бутусов потребовал для себя полностью живой звук. Причем unplugged. Организаторы пошли на все его условия и оказались в серьезном выигрыше. Рев «Олимпийского» нарастал все время, пока музыканты только настраивались. Появление же Бутусова вызвало настоящую овацию. «Я хочу быть с тобой» – овации и массовое пение. «Звезда по имени Солнце» Виктора Цоя – овации и массовое пение. «Гуд бай, Америка» – овации и массовое пение.
На видеоэкранах крутятся фрагменты из фильма «Игла» с участием Цоя, а на сцене стоит гитарист того самого «Кино» Каспарян. Для тех, кто не ходит на концерты «Ю-Питера», это был момент возрождения 80-х из пепла. Стоящие рядом со мной две женщины, по виду типичные бухгалтерши, плакали обнявшись.
И завершила фестиваль мощным взрывным выступлением Примадонна и 80-х, и 90-х, и каких угодно лет. Любопытно, что Алла Борисовна пришла за кулисы еще к началу выступления Леонтьева – очень хотела посмотреть его выступление – и тепло поздравила Валерия Яковлевича с отличным сетом. А потом скромно села на стульчик ждать своего выступления.
Кстати, Пугачева еще в прошлом году давала согласие на участие в фестивале, но не получилось из-за плотного гастрольного графика певицы. Теперь же, после открытия радио «Алла», не выступить на празднике дружественного «Авторадио» (обе станции входят в холдинг ВКПМ) было совсем невозможно. И она вышла на сцену переполненного «Олимпийского».
– Привет, восьмидесятые мои! Привет, молодость моя! – широко улыбнулась Пугачева бушующему от восторга залу.
И спела такой набор песен, который редко звучит в ее концертах, вообще весьма нечастых в столице. Четыре песни – «Алло», «Поднимись над суетой», «Без меня» и «Этот мир» – прозвучали под фонограмму, но не в альбомных версиях. А пятую музыканты сыграли живым звуком, и «Миллион алых роз» получился удивительно похожим на регги. Впрочем, Пугачева почти и не пела. Три четверти песен пропел зал, она просто протягивала микрофон в зал – и этого было достаточно.
– Мы любили друг друга под эти песни, мы гуляли весело – и тогда, и сейчас. Я буду помнить ваши цветы, ваши улыбки… И мы еще споем! – жизнерадостно закончила Пугачева.
Лучшего финала нельзя себе представить. Фестиваль получился. Странный, ностальгический, но живой и такой нужный фестиваль «Дискотека 80-х».