«Гости из будущего». «За звездой»
CD. «Квадро-Диск», 2007.
Ева поет так, что мурашки идут по коже, если вслушиваться. А можно не вслушиваться, и тогда звучит качественная фоновая музыка
«Гости из будущего» исправно почти каждый год выдают по новому альбому, и это едва ли не самые стильные альбомы в отечественной поп-музыке. Новый альбом не стал исключением. Юрий Усачев все так же нанизывает на упругий электронный бит незамысловатые, но приятные мелодии. Ева Польна все так же поразительно искренна в студии, насколько обычно поразительно нелепа на концертной сцене.
Альбомы «Гостей» как раз хороши тем, что можно отвлечься от аляповатых нарядов и расплывшейся фигуры Польны. И сконцентрироваться на том, что эта пара умеет делать лучше всего – записывать песни.
Они записаны всегда очень хитро, многослойно. Ева поет так, что мурашки идут по коже, если вслушиваться. А можно не вслушиваться, и тогда звучит качественная фоновая музыка, как раз тот самый радиоформат. Получается многослойный пирог, роль начинки в котором исполняет звонкий голос Евы Польны. Умеющий из звонкости вдруг осесть в хрипловатые обертоны усталого собеседника. Польна поет, как будто рассказывает свою историю рядом сидящему собеседнику. Получается трогательно и искренне.
Заглавная песня альбома «За звездой» пока не проникла в радиоэфиры, а вот «Самый любимый враг» и «Я не для тебя» уже стали шлягерами. Поэтому в пластинке они присутствуют сразу в двух версиях, причем оба ремикса весьма неудачны.
Зачем-то в альбом включен дуэт с солистом группы «Руки вверх» Сергеем Жуковым, песня Укупника выглядит явным моветоном в таком интеллигентном окружении. Похоже, балласт оказался нужен только потому, что своих готовых песен на альбом не собиралось, а сроки уже поджимали. Так бывает.
Заканчивается альбом красивой балладой под клавишные «Мой понедельник», которая искупает все пустоты ремиксов и дуэтов. Красота спасет мир.
Оценка: 8 из 10.
«Волга». «Помол»
CD. Manas Records, 2007.
Альбом «Помол» – отличный подарок группы на свое 10-летие |
Этноэлектронному проекту «Волга» впервые удалось скрестить аутентичный русский фолк с актуальной электронной музыкой. Случилось это ровно 10 лет назад. С тех пор певица и бизнесвумен Анжела Манукян вошла в сонм самых уважаемых фолк-певиц страны наряду с Инной Желанной, Радой Анчевской, Пелагеей и Хелависой.
Остальных же участников группы представлять не было необходимости еще на самом старте – электронщик Алексей Борисов, гитарист Роман Лебедев и изобретатель экзотических инструментов Юрий Балашов широко известны в своих кругах.
Альбом «Помол» – отличный подарок группы на свое 10-летие. Примечательно, что сначала он вышел в Англии на лейбле Lumberton Trading Company, и только спустя полгода появилось роскошное русское издание на лейбле культрегера Назима Надирова.
Такова уж судьба русского электронного андеграунда. И концерты у «Волги» все чаще проходят в Европе. А в России такая музыка вынуждена довольствоваться крошечными клубами, и надежд на изменение ситуации пока никаких нет.
Между тем танцевальные ритмы трип-хопа, хауса и даба вкупе с деликатно нюансированным вокалом Анжелы Манукян приближаются по силе воздействия к образцам чистого искусства.
На «Помоле», например, заглавная песня способна многим перевернуть представления о «скучном фолке». Другой вопрос, что танцевальность понимается Борисовым вовсе не как культ, а тема для размышлений, вследствие чего множество мрачных атональных звуков и перегруженные гитары отпугивают от «Волги» немало потенциальных слушателей.
Наиболее удачные треки уже на котором подряд альбоме «Волги» – именно те, где хрустальный голос Манукян бережно обернут в деликатные шумы, позвякивания колокольчиков, монотонный электронный бит.
Таковы «Жняцы», «Помол», «Козел», «Детинушка» и «Рубаха» (с неожиданным привкусом балканского фолка). Из-за стремительного развития электронной музыки уже сейчас многие семплы кажутся немного устаревшими, гнаться за модой музыканты явно не желают, так что именно самые деликатные вкрапления электроники кажутся уместными на перспективу.
Оценка: 7 из 10.
«Пилот». «Сансара нашего двора»
DVD. «Навигатор Рекордс», 2007.
Cам «Пилот» сыграть музыку эпох не в состоянии |
Идея концерта 1 октября 2005 года была весьма похвальной. Сделать «квартирник» во Дворце спорта «Юбилейный», воссоздав эпоху коммуналок и кухонных посиделок. Что-то вроде замечательного спектакля Марка Розовского «Песни нашего двора» (совпадение названий, видимо, неслучайно), который игрался в дворике театра «У Никитских ворот».
Посему музыканты обрядились в майки-«алкоголички», клетчатые рубахи и тельняшки, взяли в руки акустические инструменты и пригласили в помощь профессиональных актеров.
Илья Черт вообще обожает дворовые песни и вовсе не чужд идеям колеса сансары, о котором превосходно думается в майке-«алкоголичке». Скрипач Марк Йорик (только что покинувший «Пилот», кстати) на тельник повязал пионерский галстук.
В пилотовской акустике именно скрипичные партии стали главным аккомпанирующим движителем. Даже тень «Крематория» бродит подле некоторых песен. Актеры тщательно разыгрывают мимические сцены между песнями, смысл которых сводится к круговерти жизни одного двора за понятно какой исторический период.
Песни Черта вполне укладываются в необходимую выборку хитов (без «Сибири» не обойтись) и словно иллюстрируют ту самую сансару двора.
Но что-то не склеивается. Оказывается, сам «Пилот» сыграть музыку эпох не в состоянии, и поэтому все актерские сценки идут под подборку чужой музыки от Свиридова до Pink Floyd. Контраст с дворовыми песнями самого Черта ужасающий.
Кроме того, музыканты вовсе не участвуют в тех сценках и сидят все это время со скучающим видом перед зрителями. И это было б некритично, если не поведение самого Черта.
Какой уж там квартирник или спектакль, если Илья сам весьма напряжен и зажат. То и дело форсирует голос, как будто старается перекричать хард-роковый треш, которого нет. Любой, кто видел Илью на настоящих квартирниках, подтвердит, что Черт может быть совсем другим – открытым, щедрым на эмоции, мгновенно находящим контакт с рядом сидящими людьми. Тут что-то не сложилось, уж непонятно, по какой причине.
Еще сильно удивляет звук на DVD. Мало того, что не получилось «вкусного звука» unplugged, но на вокал явно стоит некий лимитер, и, как только Илья чрезмерно повышает громкость голоса, автоматически весь уровень звука ухает вниз. И через пару секунд возвращается. На концертах такого не случается, значит, проблема возникла на уровне сведения. Слышать такие дефекты крайне неприятно.
С другой стороны, масштабный замысел такого музыкального спектакля вполне уникален и заслуживает всяческого одобрения. Но… хотели как лучше, а получилось как всегда.
Оценка: 6 из 10.