Нечто подобное «Всему решим…» Рамиль Гарифуллин делал на казанском телевидении под названием «Психоаналитические расследования – Личина». Как утверждает Гарифуллин, в свое время он предоставлял Разбашу кассеты с несколькими выпусками этой программы. Разбаш склонен отрицать сей факт. Но как бы там ни было, а Курпатов перестал выходить в эфир.
Однако имя Курпатова так мощно раскручено, что он не может навсегда исчезнуть из телереальности. Обязательно возродится на каком-нибудь из каналов. Пока его с нами нет, возникает хороший повод спокойно поразмышлять о сущности этого психоаналитического феномена. А складывается он из трех составляющих – самого Курпатова, формата телепрограммы и ее наполнения.
Все ТВ – групповая терапия
Телепередача «Принцип Домино» |
А главное – разговор доктора и пациента не передают на всю страну. Последнее условие, естественно, не совместимо с понятием телетрансляции. Вопрос в том и заключается: совместимо ли пребывание в телеэфире с настоящим психоаналитическим сеансом?
Приход в кабинет, где, кроме тебя и психолога, никого нет, плюс гарантия сохранения всех твоих тайн – это одна ситуация. Она необходима людям, решившим прибегнуть к помощи профессионала для решения своих проблем. Добровольный приход с этими проблемами в телестудию, где сидит психолог, – совсем другая ситуация. Она нужна не тем, у кого нет проблем, а тем, кому дороже всего возможность произвести широкую самодемонстрацию и поведать о своих проблемах всему миру. Будут ли эти проблемы как-то разрешаться или нет – глубоко второстепенно для самого посетителя телестудии.
Такой самодемонстрацией в пространстве студии занимались и занимаются во многих ток-шоу. От незабвенных «Я сама» и «Моя семья» до ныне здравствующих «Принципа Домино», «Только для мужчин» и прочего. Вымышленные ли рассматриваются там истории или строго документальные, разыгрывают их актеры или мы видим по-настоящему конфликтующих и переживающих людей – никакой роли не играет. Потому что основная цель – создать иллюзию демонстрации подлинных интимных проблем на публике. Для свободного их обсуждения. Таков хлеб телезрелища.
Тем не менее формат ток-шоу имеет опосредованное, но отношение к психоаналитике. Ток-шоу можно классифицировать как аналог групповой терапии. Особенно в нашей стране – с живучими традициями коллективизма, соборности и прочих форм общинности. Которой претит идея интимности и человеческого права на обладание индивидуальным миром, недоступным для всеобщего обозрения, обсуждения, регламентации.
Программа «Все решим с доктором Курпатовым!» представляет элементарный компромиссный ход, не нарушающий самых консервативных тенденций телевещания и отечественной психологии. «Все решим…» – камерное ток-шоу, которое делает беседу один на один с психологом достоянием гигантской телеаудитории. Индивидуальная психотерапия приносится в жертву виртуальной групповой терапии.
Непутевый маг
Доктор Курпатов |
После такой преамбулы ждешь чего-то контрастного и взрывного. Боишься, что доктор уже осознал глобальность проблемы, которая лишь на взгляд обывателя ничего особенного не представляет. Ждешь, что доктор, во-первых, объяснит человеку, что с ним происходит. А во-вторых, подскажет методы борьбы с самим собой и создавшейся ситуацией. Но вместо этого Курпатов умудряется сделать один весьма обтекаемый вывод: «Ну, вы понимаете, что вы сами должны с этим что-то делать».
Молодой человек понуро кивает.
Что-то подсказывает, что Курпатов не слишком ему помог этой сентенцией. Даже не попытался. А ведь мог как профессионал увидеть, что юноша в плену сразу двух взаимосвязанных, однако глубоко не тождественных проблем. Тяготение к асоциальности дополняется длительным отсутствием душевного равновесия. Такого человека надо срочно спасать и, главное, спасти. Если разобраться, какая сторона проблемы доминирует. А для этого надо не только про внешние обстоятельства расспрашивать, но и лезть ему в душу. Раз он сам в свою душу неглубоко проник. Вообще-то нормальные психологи умеют это делать. По крайней мере пытаются и периодически добиваются неплохих результатов.
Или вот вопрос к Курпатову, сохранившийся на сайте «Домашнего». Девушка жалуется, что мама слишком грустно разговаривает с ней по телефону, когда та куда-либо уходит. А ведь они с мамой договорились, что дочь имеет право вести самостоятельную жизнь, только должна обязательно сообщать, где находится и когда вернется. Но мама периодически портит ей настроение своим тоном, вызывая чувство вины. Курпатов выдает несколько вариантов решения проблемы: поговорить с мамой и напомнить о достигнутой договоренности, перестать звонить ей, посылать SMS-ки. Не надо быть большим психоаналитиком, чтобы спрогнозировать, что все три варианта ни к чему хорошему не приведут. После месяца таких SMS-ок либо у мамы начнутся нервные приступы, либо они с дочерью будут все время ссориться.
А все потому, что доктор Курпатов принялся вырабатывать тактику решения проблемы вслепую, без осмысления сути ситуации. Мог бы, например, полюбопытствовать, почему у мамы, по мнению девушки, такой грустный голос. Интересно, какой у них обеих психологический склад, какие жизненные обстоятельства? Может, маме нужно усиленное душевное участие? Может, не только маме, но и девушке следует пересмотреть свой стиль жизни или манеру общения?
Привела именно эти примеры, потому что они как нельзя лучше демонстрируют проблемы самого доктора Курпатова. Во-первых, он не очень интересуется психологическим складом конкретной личности. Во-вторых, он склонен делать вид, что проблемы проще, чем кажутся его пациентам. В-третьих, он не склонен искать корни каждой драматической ситуации, предпочитая идти по линии «косметического ремонта». Отсюда и популизм формулы «Все решим…», которая настраивает на отношение к психологу как к волшебнику или фокуснику.
Кого-то доктор Курпатов постоянно мне напоминал, со своей копной темных волос, всезнающей гримаской-улыбкой и высоким голосом. И только зайдя в книжный магазин, увидев ряды книг с ликом Курпатова на обложках, стало ясно, с кем он ассоциируется. Другой отдел был опоясан такими же рядами книг с очень похожим, но только более юным и серьезным лицом... Гарри Поттера, воплотившегося в облике Дэниела Рэдклифа. Конечно, российский психолог взрослее. Но в остальном, кажется, очень многое – от парикмахера до самоощущения – у них буквально одно на двоих.
Доктор Курпатов – прозаическая ипостась Гарри Поттера для взрослых. Курпатов изображает мага, который все знает и все решает, даже не расходуя своей магической энергетики, пальцем не пошевелив. А решения больше соответствуют очень давней песенке Аллы Пугачевой о непутевом маге. Но поскольку популярность доктора Курпатова велика, можно констатировать один позитивный факт: российские граждане в целом душевно здоровы. Иначе они не стали бы довольствоваться доктором Курпатовым.