Дискуссию вели три богатыря русской политической оппозиции. Ее три источника и составные части. Ее, если хотите, отец, сын и святой дух. Борис Немцов, Алексей Навальный и Гарри Каспаров.
И вот в чем состоял предмет той дискуссии.
Каспаров, Немцов и Навальный занимаются именно антирекламой «Единой России», не предлагая избирателю никакого другого реального выбора
Гарри Каспаров как святой дух призывал не ходить грядущие парламентские выборы, ибо это не выборы, а профанация.
Борис Немцов как отец призывал к гражданскому неповиновению, а именно: на выборы приходить, но бюллетени прилюдно аки бесовские манускрипты сжигать/рвать/пожирать или даже писать на них непристойности.
Алексей Навальный, надежда русской неформальной политической жизни и ее блудный сын, обретенный внезапно, призывал к наиболее сложному, как и Христос: на выборы приходить, бюллетени не уничтожать, но голосовать за любую другую партию, кроме партии «Единая Россия».
Все трое, как известно, талантливые ораторы. Поэтому аудитория получила от диспута истинное удовольствие. По результатам дискуссии более половины слушателей признали правоту Алексея Навального. Борис Немцов и Гарри Каспаров поровну поделили оставшееся.
А я слушал этот увлекательный спор и вот чего откровенно не понимал.
К кому обращались Каспаров, Немцов и Навальный? К аудитории форума гражданских активистов, отличного от «Селигера». То есть к людям, так или иначе критически настроенным по отношению к действующей власти. И к ее партии.
И в чем же они пытались убедить эту аудиторию? Каждый по-своему они убеждали ее не голосовать за партию «Единая Россия».
Но послушайте, ведь все эти люди и так не стали бы голосовать за эту партию! Иначе они наверняка не поехали бы в пансионат «Менделеево» в этот weekend!
Вот, собственно, и весь дискурс.
Ну вы ведь наверняка видели на некоторых кабельных телеканалах такое же действо: на сцене стоит импозантный мужчина, через губу говорит банальности, улыбается с сексом в глазах, а потом кричит: «Аллилуйя!» И вся аудитория восторженно вторит ему: «Аллилуйя!» И даже поднимается с мест, демонстрируя те самые «бурные, продолжительные аплодисменты, переходящие в овацию», над которыми так любят смеяться те, кто не хочет голосовать за партию «Единая Россия».
Проповедник, кричащий «Аллилуйя!» со сцены, решает свой конкретный частный вопрос. Бизнес-вопрос. Вопрос денег. Вторящие ему или купят на выходе его книги и диски по цене барреля нефти, или же придут несколько позже на более плотные окормления, где всё опять же закончится покупками дисков и книг по цене, значительно превышающей стоимость барреля нефти.
Каспаров-Немцов-и-Навальный, призывающие со сцены не голосовать за партию «Единая Россия» тех, кто и так никогда бы не проголосовал за эту партию, не решают никакого вопроса. Это проповедники перед устоявшейся паствой. Они вштыривают свою аудиторию тем же наркотиком, которым она вштыривается и без них. Вам это ничего такого не напоминает?
А мне лично это напоминает. Мне лично это напоминает «стабильность». Ту самую «стабильность», которую эти собравшиеся в «Менделеево» гражданские активисты видали в гробу. Они хотят перемен, но они хотят этих перемен уже столько лет, что само это хотение уже давно ждет перемен.
Ну вспомните текст той самой песни. Цой поёт так: «Сигареты в руках, чай на столе – так замыкается круг. И вдруг нам становится страшно что-то менять».
Цой ведь был прав! Потому что только боящиеся перемен люди могут проповедовать не голосовать за партию тем, кто и так не собирался за нее голосовать.
А как поступают те, кому не страшно что-то менять? Те, кто, в отличие от трех богатырей неформальной российской политики, не стремятся в конечном итоге служить при дворе Красна Солнышка, а хотят действительно изменить ситуацию?
Эти люди (вы уж простите меня за такие банальные истины) пытаются убедить сограждан в верности и правильности СВОИХ идей. А не в неверности и неправильности идей ДРУГИХ партий.
Потому что рейтинг любой политической партии зависит только от деятельности этой самой политической партии. И более ни от чего.
Если действия партии не нравятся избирателю – избиратель не голосует за партию.
Если действия партии нравятся избирателю – избиратель голосует за партию.
Да, существуют методы фальсификации результатов голосования. Но какими бы совершенными ни были эти методы, они бы никогда не смогли превратить единицы процентов в десятки процентов. Потому что таких методов не бывает.
Из всего этого следует очень простой вывод: если ты хочешь, чтобы за твою партию проголосовало много людей, ты должен заниматься рекламой своей партией, а не антирекламой другой партии. Потому что когда ты занимаешься антирекламой другой партии, собиравшиеся проголосовать за эту партию люди (будучи разубежденными) проголосуют за кого угодно, и совершенно не обязательно, что за тебя. Следовательно, это невыгодно.
Но Каспаров, Немцов и Навальный занимаются именно антирекламой «Единой России», не предлагая избирателю никакого другого реального выбора. Даже Навальный, который говорит: «Проголосуйте за кого угодно», – не проясняет – а за кого, собственно, угодно и кому именно? Ну вот некто, например, голосовал за «Единую Россию», а теперь Навальный говорит ему: «Не голосуй за «Единую Россию», проголосуй за кого угодно». Пойди туда, не знаю куда... помните? Это наверняка тот богатырь, который прочитал на камне надпись: «Прямо пойдешь – всё потеряешь».
А что же относительно рекламы своих партий – то их у трех богатырей попросту нет. У одного была – и тот всё просрал.
А два остальных и вовсе «направо-налево»: куда ни поверни – всё равно что-нибудь да потеряешь.
А если на месте останешься – то вроде как и при своих.