Авторские колонки

25 января 2011, 09:20

Павел Данилин: Пункт назначения по-русски

Теракт в Домодедово должен стать отрезвином для общества, которое еще недавно рукоплескало шабашу новогодних отпускников в парализованных ледяным дождем аэропортах.

Когда в предновогоднем угаре не улетевшие вовремя отпускники устраивали бунт в аэропортах при молчаливом одобрении офисного планктона под крики о «трагедии среднего класса», можно ли было предположить, что вскоре в аэропортах пол будет обширно полит не блевотиной и мочой вкупе с односолодовым виски, а кровью? Нашей с вами кровью?

Вообще-то, можно.

Наша общая задача – принять правильные решения, чтобы подобная ситуация не повторилась

Впрочем, начну издалека. Мы очень легко забываем и забываемся. Нам кажется, что все, что окружает нас, не просто должно работать идеально, но именно так и работает. Причем главная цель этого «всего» – чтобы нам было удобно. Если же вдруг что-то происходит не так, как нам хочется и как нам нравится, значит, дело в заговоре.

Заговор этот против бедного и честного бизнесмена, заработавшего свои кровные три штуки евро, недоплачивая налоги сотрудникам, инициирован, без сомнений, крупными корпорациями. Которые спят и видят, чтобы ему – честному бедному бизнесмену – не дать потратить кровно утыренные у партнера три сотенные в баре Лондона или еще какого-нибудь Парижа. В конце концов, кто же еще, кроме «этого ужасного государства» и «этих страшных крупняков», виноват в том, что вот именно сегодня наш бизнесмен не сможет гульнуть без жены? Или с женой?

Логика в целом понятная и ни в коем случае не предосудительная.

Но есть одно «но». Взять, к примеру, эскалатор. Что это такое? Средство повышенной опасности. Почему? Потому что при неправильной его эксплуатации человек может серьезно пострадать. Такие случаи были – достаточно вспомнить «Авиамоторную» в 1982 году или недавний случай на станции метро «Киевская». Мелких эксцессов не счесть, о них я не говорю даже.

#{smallinfographicleft=463439}Мы сколько угодно можем требовать от эскалатора везти нас комфортнее (быстрее, медленнее, без толчков или с остановками), но суть от этого не изменится. Эскалатор как был, так и останется средством перемещения вверх и вниз значительных масс пассажиров. И его главная задача заключается в том, чтобы пассажир, безопасно встав на ступеньку вверху, так же безопасно оказался внизу. И наоборот.

Вопрос: чем аэропорт или, скажем, условный «Аэрофлот» отличаются от эскалатора? Ответ: ничем. Главная функция всех аэропортов и авиакомпаний – в безопасности перевезти пассажира из точки отправления в пункт назначения.

Это первостепенная функция, которая скрупулезно соблюдается, к примеру, в США и в государстве Израиль. Там любая попытка спорить с сотрудниками аэропорта или возмущаться заканчивается в полиции. Так, мой товарищ, прилетев в Израиль всего лишь с двухдневной разницей со своей женой, имел длительные объяснения в полиции, по какой причине супруг не летел на одном самолете с супругой. И ничего. Не расклеился. Еще раз туда поедет. Зато о происходившем в наших аэропортах он же мне рассказывал с гневом и возмущением.

#{image=480298} Я, впрочем, тоже мог бы ему многое рассказать. К примеру, о том, что во всех трех наших аэропортах на спиртном за неделю сделали месячную выручку. На том самом спиртном, которое стоит дороже, чем в самых дорогущих московских барах. О том, что в аэропортах пострадали несколько десятков служащих. Что два дня в аэропортах царила анархия, которую унять можно было бы только ОМОНом со спецтехникой.

Почему же не уняли? Потому что главная цель аэропортов и сотрудников авиакомпаний в том, чтобы в безопасности (подчеркну еще раз это слово) довезти пассажира из пункта отправления в пункт назначения, а не в том, чтобы сковать его в смирительные рубашки и заставить провести отпуск в вытрезвителях. Люди рвались на взлетные полосы и буквально брали штурмом автобусы, вывозящие пассажиров к самолетам. Их возвращали обратно в аэропорт с извинениями. Что это? Чрезмерный гуманизм?

Ничуть. Обычный коммерческий расчет. Обледенелые самолеты или отсутствие электричества в диспетчерских – все это делало вылеты небезопасными. Недостаточная обработка самолета на земле может привести к его падению и к гибели людей. Все. Если есть минимальная вероятность, что может произойти крушение, никто самолет не выпустит. Приложат все силы для того, чтобы сберечь жизни.

#{image=480294} Так, компания Air France, узнав, что в Москве ледяной дождь, тут же завернула свой самолет обратно в Париж. Французы и британцы, канадцы и американцы прекрасно знают, что такое ледяной дождь. Это нам, москвичам, жителям глубокого континента, сие незнакомо – в столице такой феномен произошел вообще впервые за всю историю наблюдений. А у народов, живущих у моря, ледяной дождь – обычная реальность. И французы решили не рисковать. Параллельно с ними решили не рисковать и десятки других авиакомпаний. В мире тогда же ежедневно отменяли порядка 15 тыс. рейсов. У нас – около 600 во всех столичных аэропортах.

Пассажиры в аэропортах Шарль де Голль, Кеннеди, Хитроу и других привыкли: если есть угроза безопасности полета, надо ждать. И они ждут. Ждут, пока Эйяфьятлайокудль перестанет сердиться на исландское экономическое чудо. Ждут, пока закончится очередной снегопад и взлетную полосу можно будет очистить от снега.

Мы не привыкли ждать. Если же приходится это делать, виноватыми оказываются все: пилоты – за то, что не взлетели, авиационные начальники – за то, что не разрешили пилотам взлететь, власти города – за то, что не обеспечили проезд к аэропорту без пробок, руководство страны – за то, что самолеты не возят бесплатно, и вообще за все вместе взятое. В общем, виновных можно найти всегда.

#{image=480343} Открою небольшой секрет: легче всего найти виновных, когда самолеты все же взлетели... и разбились. Только тогда у требующих справедливого наказания виновных действительно появились бы по-настоящему веские основания.

Кстати, не хочется говорить эти слова, но после того что наши дорогие сограждане устроили в аэропортах, не было, в сущности, ни одного шанса, что там не произойдет теракт. Выбрали Домодедово как слабое звено. Именно там «отрубился» свет, который по всем параметрам не мог выключиться. Именно там уволили, как говорят местные охранники, до 50% секьюрити. В остальном аэропорт точно такой же, как и Внуково, и Шереметьево. Неудивительно, что источники в ряде СМИ сразу после взрыва наперебой начали убеждать, что еще за неделю силовиков предупреждали о готовящемся теракте в Домодедово. Наверняка предупреждали. Тем более что ситуация выглядит вполне однозначно.

Смотрим: только что из-за трехдневной задержки рейсов пассажиры чуть не устроили революцию. Неповиновение сотрудникам аэропорта и секьюрити стало притчей во языцех. Информация об этом общедоступна – достаточно открыть «Ютуб» и «Рутуб». Очевидно, что охрана аэропорта в течение нескольких дней была демотивирована к полноценному несению службы. Ведь ее – охрану – никто ни во что не ставил. Реальные проблемы решал ОМОН, а охрана даже очередь в туалет не могла организовать.

После того как ситуация улеглась, охрана работала в режиме нон-стоп, доказывая свою нужность, пока не закончились новогодние каникулы дорогих россиян. Еще несколько дней «сверхбдительность» постепенно выветривалась, и вот, наконец, аэропорты вошли в нормальный режим работы.

Тут же последовал чудовищный, болезненный удар.

Удар, который продемонстрировал, что события конца декабря на самом деле – ерунда. На самом деле все эти бунты офисного планктона, которому не дали съесть египетскую акулу или быть ею съеденными, гроша ломаного не стоят перед реальностью. Чудовищной реальностью, которая унесла десятки жизни и затронула сотни семей.

Вот это – трагедия.

А то, что было в декабре, – рабочая ситуация. Неприятность, которую вполне можно было бы пережить достойно.

Мы этого не сделали. Все мы: и те, кто пьянствовал в аэропортах, и те, кто писал в Интернете грозные воззвания, и те, кто снимал на камеру очередную драку в фойе аэропорта.

Расплата последовала незамедлительно.

Это наша общая беда. Это наша общая трагедия. Это наша общая вина.

И наша общая задача – принять правильные решения, чтобы подобная ситуация не повторилась. Решения и по повышению безопасности в аэропортах, и по организации потребления там алкоголя, и по досмотру личных вещей и клади, и по своевременному закрытию аэропортов в случае ЧП, и по оповещению об оном закрытии.

В общем, нам придется серьезно постараться, чтобы люди, решившие перелететь из пункта отправления в пункт назначения, не гибли. Нам всем придется постараться, чтобы мы не гибли. Не гибли мы сами.

Это так мало и одновременно так много.

Вам может быть интересно

В ОАК назвали возможную причину пожара SSJ-100 Анталье
Темы дня

Как бойцов российской ЧВК подставили в Африке

Сообщается о новых потерях в рядах бойцов российских ЧВК, помогающих борьбе с террористами в Африке. Это уже вторая за полгода засада подобного рода. Что идет не так с ликвидацией джихадистских группировок в странах Сахеля – и как наладить систему, которая позволит минимизировать потери среди российских военных специалистов?

Парадоксальный белорусский эксперимент имеет значение и для России

Белоруссия подводит итоги парадоксального для текущих геополитических событий эксперимента. В то время, как западные соседи почти полностью закрыли границы с этой страной, Минск ввел безвизовый режим для граждан стран Евросоюза. Это не только принесло Белоруссии значительную финансовую выгоду, но и показало ее политические преимущества – а также пример, который мог бы быть интересен и для России.

СДПГ выдвинула Шольца канцлером на второй срок

Рябков назвал условия развертывания российских РСМД

Против блогера Варламова возбуждено уголовное дело

Новости

Рябков: Никаких ограничений на развертывание «Орешника» нет

Развертывание ракетных систем средней дальности «Орешник» ничем не ограничено, так как США вышли из договора о ликвидации РСМД и он прекратил свое существование, заявил замминистра иностранных дел Сергей Рябков.

Путин назвал российскую вакцину от рака прорывом

Президент России Владимир Путин выразил уверенность в том, что российская вакцина от рака, разрабатываемая ФМБА, станет значительным прорывом.

Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет

Российские средства противовоздушной обороны за минувшие сутки успешно перехватили восемь баллистических ракет, сообщило Минобороны.

Кадыров рассказал о ставшем кошмаром для ВСУ бойце-украинце

Глава Чечни Рамзан Кадыров похвалил отряд спецназа «Ахмат» под руководством украинца по прозвищу Хохол за успешные операции на фронте против Вооруженных сил Украины (ВСУ).

Ростех сообщил о возможности создания боевых роботов

Госкорпорация «Ростех» заявила о способности превращать танки, БМП и БТР в дистанционно управляемые боевые роботы с помощью специальных комплексов.

The Times за пять дней написала о взрыве посылки DHL в Литве

Ведущая британская газета The Times за пять дней до катастрофы самолета DHL в Литве опубликовала статью о возможных атаках с использованием посылок DHL.

Законопроект о запрете приема в школы детей мигрантов внесли в Госдуму

Председатель Госдумы Вячеслав Володин сообщил о внесении проекта закона, запрещающего принимать в российские школы детей мигрантов, не владеющих русским языком.

Минобороны сообщило о поражении частей ВСУ под Харьковом

Украинские формирования в Харьковской области понесли значительные потери в последние сутки, сообщило Министерство обороны России в понедельник.

Журавеля приговорили к 14 годам за госизмену и поджог Корана

Волгоградский областной суд вынес приговор Никите Журавелю, осудив его на 14 лет лишения свободы в колонии строгого режима по делу о государственной измене. Об этом сообщает объединенная пресс-служба судов Волгоградской области.

Правнучку Хрущева призвали проверить на шпионаж

Движение «Зов народа» обратилось в Генпрокуратуру и Минюст с просьбой проверить правнучку первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева Нину Хрущеву на шпионаж.

Появились сообщения об ударе ракетами ATACMS по аэродрому в Курской области

Украинские военные якобы обстреляли ракетами ATACMS аэродром в Курской области, большую часть выпущенных ракет перехватили, сообщают Telegram-каналы.

Командир ВСУ признал отсутствие мотивации у украинских солдат

Командир взвода Национальной гвардии Украины Вячеслав Хоменко признал, что большинство его сослуживцев не имеют ни боевого опыта, ни желания участвовать в боевых действиях, о чем он рассказал в интервью изданию The Wall Street Journal.
Мнения

Тимур Шафир: Голливудский протест против Трампа оказался спектаклем

Том Хэнкс объявил о своем решении покинуть США после победы Дональда Трампа. Этот политический жест подчеркивал несогласие актера с новым руководством сверхдержавы. Однако уже через два дня после отъезда Хэнкс вернулся в Штаты, объяснив это фразой: «Хлопать дверью – не в моих правилах». Ну, ок.

Марина Хакимова-Гатцемайер: Чем больше размышлений о будущем ребенке, тем сложнее на него решиться

«Жизнь дорожает, в политике нестабильность, надо сначала обустроиться, обложиться финансовыми подушками». Люди с таким мышлением никогда не будут довольны собой, своей жизнью. Им всегда будет мало. Мало будет именно им, а не ребенку, которому необходимы лишь любящие родители.

Владимир Можегов: Правый поворот Европы неостановим

Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?