Андрей Рудалёв Андрей Рудалёв Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

13 комментариев
Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

30 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

3 комментария
2 апреля 2015, 22:46 • В мире

Запад снимает с Ирана санкции – но не все

Запад снимает с Ирана санкции – но не все
@ Brendan Smialowski/Pool/Reuters

Tекст: Андрей Резчиков

«Шестерка» международных посредников и Иран достигли исторического соглашения по ядерной программе Тегерана. К этому соглашению переговорщики шли 12 лет. Иран обязуется сократить обогащение урана и сделать ядерную программу прозрачной для МАГАТЭ. В ответ Запад обязуется снять экономические санкции. Впрочем, Обама уже сообщил, что некоторые санкции будут сохранены.

В четверг в Лозанне представители Ирана и «шестерки» международных посредников разработали параметры для разрешения основных вопросов по иранской ядерной программе. Теперь начнется процесс подготовки итогового соглашения. Он должен завершиться к 30 июня.

Достигнуто важнейшее международное соглашение: Запад снимает санкции с Ирана. Что это означает для России?



Результаты
55 комментариев

Согласно достигнутым договоренностям, Иран согласился переместить «лишние» центрифуги и оборудование по обогащению урана в хранилища под контролем Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Две трети иранских мощностей по обогащению урана будут приостановлены в течение десяти лет. Кроме того, Иран обязуется поставить все свои программы по обогащению урана под международный контроль на срок в 25 лет.

Одним из первых о достижении политических договоренностей заявил госсекретарь США Джон Керри в своем микроблоге в Twitter. «Важный день: ЕС, P5+1 и Иран получили параметры для решения основных вопросов по ядерной программе. Скоро – вновь за работу над окончательной сделкой», – написал Керри.

Глава дипломатии Евросоюза Федерика Могерини уточнила, что договоренности предполагают отсутствие в Иране каких-либо расщепляющихся материалов. По словам Могерини, ЕС прекратит действие санкций в отношении Ирана в рамках достигнутых договоренностей. ЕС и США должны начать отмену односторонних санкций параллельно отмене санкций СБ ООН.

«Евросоюз приостановит имплементацию всех экономических и финансовых санкций, связанных с атомом, а США прекратят имплементацию всех связанных с атомом дополнительных экономических и финансовых санкций одновременно с верификацией МАГАТЭ Ираном его ключевых ядерных обязательств», – сказала Могерини по результатам переговоров.

Президент США Барак Обама уверен, что соглашение «шестерки» с Ираном сделает мир безопаснее, подобно тому как это произошло после достижения договоренностей между США и СССР в годы холодной войны. «Те соглашения не были идеальными, они не устранили все угрозы, но они сделали наш мир безопаснее. Хорошая сделка с Ираном приведет к тому же», – заявил Обама.

Президент США назвал договоренности «историческими» и заявил, что эта сделка соответствует «ключевым целям США».

Но при этом президент США подчеркнул: санкции в отношении Ирана в связи с поддержкой терроризма и нарушением прав человека будут сохранены. Также сохранятся запреты Совбеза ООН на поставки в Иран продукции двойного назначения.

В свою очередь глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф объявил о намерении Тегерана выйти на мировой рынок ядерного топлива. «Мы будем делать что-то на самом деле инновационное: мы выходим на мировой рынок торговли (ядерным) топливом. Мы будем продавать обогащенный уран в обмен на природный. И это важное развитие процесса. Мы в этом заинтересованы», – сказал Зариф.

В российском МИДе выразили уверенность, что достигнутые договоренности окажут позитивное влияние на общую ситуацию в сфере безопасности на Ближнем Востоке. В министерстве отметили, что в договоренность по Ирану «заложен принцип, сформулированный президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, а именно – признание за Ираном безусловного права на осуществление мирной ядерной программы, включая деятельность по обогащению урана, при постановке этой программы под международный контроль и снятии всех действующих против ИРИ санкций».

Напомним, министры иностранных дел стран «шестерки» международных посредников (России, США, Китая, Великобритании, Франции и Германии) последние несколько месяцев вели непростые переговоры с Ираном, чтобы к поставленному дедлайну – 31 марта – заключить политическое соглашение, позволяющее Ирану использовать атомную энергию в мирных целях, без возможности разрабатывать ядерное оружие.

До последнего момента на переговорах оставались нерешенными три ключевых вопроса: срок действия соглашения, снятие с Ирана западных санкций и возможность повторного их введения в том случае, если Тегеран не выполнит своих обязательств.

Накануне министр иностранных дел России Сергей Лавров говорил, что достижение соглашения не будет концом работы, а «будет означать, что мы выполнили взятые еще в ноябре на себя обязательства сформировать политические рамки решения всех ключевых аспектов проблемы, и затем, до конца июня, как мы и условились, эксперты будут дорабатывать технические детали, что потребует достаточно серьезных усилий». «Потому что, как вы знаете, дьявол в деталях», – отмечал Лавров.

Известный иранист, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, профессор Владимир Сажин напомнил, что в целом эти переговоры шли 12 лет.

Этот период состоит из нескольких этапов. Все началось в 20022003 годах, когда вскрылось, что Иран, будучи членом МАГАТЭ, в течение 18 лет тайно занимался ядерной деятельностью. Первыми об этом узнали иранские оппозиционеры, а потом проверкой фактов занялись западные разведки. С 2003 по 2006 год Иран вел переговоры с Великобританией, Францией и Германией, но их результативность была мала.

«Аятолла понял: если санкции не снимут – экономика рухнет»

«Тогда были достигнуты определенные успехи. Иран подписал дополнительный протокол с МАГАТЭ, который требовал более тщательной проверки со стороны МАГАТЭ, но, к сожалению, не ратифицировал его. В 2005 году к власти пришел Махмуд Ахмадинежад и свел к нулю все эти достижения», – сказал Сажин газете ВЗГЛЯД.

По его словам, проходящие в то время переговоры были лишь видимостью, потому что Иран не шел на компромиссы. Напряжение росло. В итоге иранское ядерное досье было передано из МАГАТЭ в Совбез ООН. С 2006 по 2010 годы Совбез принял четыре антииранские резолюции с санкциями. Кроме этого поднимался вопрос решения проблемы военным путем, к чему готовились США и Израиль. Но в 2012 году США, Евросоюз, а затем и многие другие страны ввели односторонние санкции: нефтяные, банковские и на страхование нефтеналивных судов.

«Все это очень сильно ударило по экономике Ирана буквально в течение нескольких месяцев, – напомнил эксперт. – Это привело к тому, что даже глава государства аятолла Али Хаменеи понял, что если санкции не снимут, то экономика рухнет. Поэтому нужно было решать вопрос, как снять санкции».

Тогда благодаря усилиям аятоллы Хаменеи к президентской власти (вторая должность по значению в Иране) был приведен Хасан Роухани, которого поддержало большинство населения страны. «Роухани имел опыт работы с западниками и по иранской ядерной проблеме, хорошо знал нюансы, – отмечает Сажин. – Сразу после инаугурации в Женеве было заключено соглашение, которое по сути являлось предварительным соглашением для поиска окончательного и всеобъемлющего договора по ядерной проблеме».

В выходе из режима санкций заинтересованы все

После этого начался очередной этап – наиболее эффективный – в переговорном процессе. Стали проходить ежемесячные встречи Ирана с «шестеркой» международных посредников. Сложность переговоров заключалась в запутанности самой проблемы. На технологические накладывались политические и идеологические моменты. Неоднократно передвигались сроки достижения соглашения. В итоге было решено, что к концу марта 2015 года должно быть достигнуто политическое соглашение, а на его основе необходимо разработать к июню окончательный договор.

«С начала 2014 года Иран выполнял все требования Женевского соглашения, – констатирует Сажин. – Достижения были большими. За этот год было сделано больше, чем за предыдущие десять лет. Все участники переговоров крайне заинтересованы в окончательном решении проблемы. Для Ирана важно снять санкции».

С другой стороны, отмечает эксперт, Барак Обама поставил на улучшение отношений с Ираном свой авторитет и своей партии. Западная Европа тоже крайне заинтересована в Иране. Введенные ими санкции очень сильно действуют на экономику ЕС. Европа хочет использовать Иран для ослабления газовой зависимости от России.

Сажин подчеркнул также, что Россия также заинтересована в урегулировании проблемы, потому что в таком случае для нее открываются новые перспективы в Иране, в том числе в возобновлении военно-технических связей.

..............