Андрей Полонский Андрей Полонский Зеленский предчувствует свою участь

Человек смертен, и, главное, внезапно смертен. Никто не знает, сколько кому на роду написано. Теряющему разум Зе явно стоит внимательно оглядываться по сторонам...

0 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Искусственный интеллект никогда не заменит учителя

Конечно, в чем-то ИИ может быть полезен – но общество, в котором им попробуют заменить учителя, долго не протянет. Детей должны учить люди – хорошие люди, носители высокой культуры и твердых нравственных убеждений – а не роботы.

10 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Зеленский меняет Украину на свою жизнь

Подписание соглашения с США для Зеленского – это конец политической карьеры. Его условия настолько кабальны, что больше напоминают репарации побежденной страны, нежели проект инвестиционного сотрудничества. Это обнулит политическое будущее Зеленского.

8 комментариев
24 марта 2014, 17:11 • В мире

«Она не боится ставить точки над i»

Сергей Федоров: Марин Ле Пен поддерживает Россию

«Она не боится ставить точки над i»
@ Reuters

Tекст: Марина Балтачева

«Марин Ле Пен не боится говорить о жгучих социальных и национальных проблемах, которые волнуют французское общество. То, о чем другие беседуют на кухне, Марин Ле Пен говорит открыто», – заявил газете ВЗГЛЯД эксперт по Франции Сергей Федоров, комментируя успех партии «Национальный фронт» на муниципальных выборах.

«Национальный фронт» во главе с Марин Ле Пен значительно укрепил свои позиции по итогам первого тура муниципальных выборов во Франции, прошедших накануне, в то время как рейтинг правительства и президента, социалиста Франсуа Олланда опустился до рекордно низкого уровня. «Фронт» по предварительным итогам получил около четверти голосов на муниципальных выборах.

Фронт» и подает себя как третью силу, способную пересмотреть политику, проводимую социалистами и неоголлистами, что обеспечило значительный успех на муниципальных выборах

Согласно данным экзит-поллов, представители «Национального фронта» (НФ) получили 7% голосов – неожиданно высокий результат. «То, что сегодня произошло, впечатляет. Это признак нарождающейся надежды», – заявила после закрытия избирательных участков лидер партии Марин Ле Пен.

В частности, в Марселе, втором по значимости городе страны, кандидат от НФ, по предварительным данным, оказался на втором месте и обошел представителя социалистов. Примечательно, что именно с Марселем связывала большие надежды правящая соцпартия.

«Национальный фронт», выступающий за ужесточение иммиграционного законодательства и критикующий Евросоюз, одержал сокрушительную победу над социалистами на севере Франции. Так, в городе Энен-Бомон кандидат от НФ получил более 50% голосов и стал мэром бывшего центра угольной промышленности страны. Также, по данным экзит-поллов, он лидирует в Авиньоне, Безье, Фрежюсе и других городах. Решающее голосование - второй тур выборов состоится 30 марта.

Ранее основатель «Национального фронта» Жан-Мари Ле Пен, предрекая успехи партии на муниципальных выборах, заявил, что это только начало и следующим президентом Франции в 2017 году станет его дочь Марин – нынешний лидер партии, отмечал «Интерфакс».

«Эти (муниципальные) выборы – первые в череде кампаний, которые, я сердцем это чувствую, приведут нас к победе Марин Ле Пен на выборах в 2017 году», – предсказал 85-летний политик, выступая перед сторонниками фронта в Тулузе.

О том, почему французы все больше склоняются вправо и какие перспективы ожидают «Национальный фронт», газета ВЗГЛЯД побеседовала с ведущим сотрудником Центра социальных проблем Института Европы РАН Сергеем Федоровым.

ВЗГЛЯД: Сергей Матвеевич, насколько предсказуемы были итоги муниципальных выборов?

Сергей Федоров: Все прогнозы последних месяцев говорили о взлете популярности «Национального фронта». Если Жан-Мари Ле Пен грешил неонацистскими заходами, очевидным антисемитизмом, то его дочь Марин Ле Пен попыталась уйти от резких крайне правых моментов, одиозности, от «националистического душка», свойственного ее отцу, и сместиться к центру, чтобы «Национальный фронт» стал нормальной партией правого толка.

Сергей Федоров

Сергей Федоров

Таким образом, они отчасти зашли на площадку традиционно французских правых сил – неоголлистов, то есть саркозистов из «Союза Народного движения». Сейчас партия Ле Пен ориентируется не только на избирателя националистического толка, но и на «середняков» – людей с умеренно правыми взглядами. «Союз Народного движения» утратил свою популярность, и симпатии избирателей склоняются к этой третьей силе, выдвигающей новые идеи и не связанной в прошлом с социалистами и традиционными правыми, от которых электорат устал.

На протяжении последних 30–40 лет у власти во Франции чередовались неоголлисты и социалисты. И за это время особых успехов Франция не добилась, не говоря уже про президента Олланда, чья популярность ниже плинтуса, – она побила все рекорды социологических наблюдений за время Пятой республики, что говорит об уровне доверия французов к нынешним властям.

«Фронт» и подает себя как третью силу, способную пересмотреть политику, проводимую социалистами и неоголлистами, что обеспечило значительный успех на муниципальных выборах. Согласно опросам, от 25% избирателей и даже больше готовы были проголосовать за Ле Пен.

ВЗГЛЯД: Помимо смещения к центру есть ли еще какие-либо факторы, способствующие успеху политической деятельности «Национального фронта» и ее лидера Марин Ле Пен?

С.Ф.: Успех также объясняется тем, что Ле Пен не боится ставить точки над i, поднимать «правильные» проблемы – говорить о жгучих социальных и национальных вопросах, которые волнуют французское общество, особенно о вопросах иммиграции. То, о чем другие беседуют на кухне, Марин Ле Пен говорит открыто во время политических выступлений.

Таким образом, в целом успех «Национального фронта» говорит о неблагополучии французского общества, наличии множества проблем, в том числе и эмиграции, которые беспокоят французов и которые французским властям придется так или иначе в ближайшее время решать.

ВЗГЛЯД: Удастся ли «Национальному фронту» удержать столь же высокий темп и на избирательной кампании в Европарламент?

С.Ф.: Не исключено, потому что выборы в Европарламент проходят на основе пропорциональной системы голосования, что увеличивает шансы «лепеновцев».

И если мы посмотрим на состав французского парламента, то в Национальной ассамблее один или два человека представляют «Национальный фронт», несмотря на то, что за них голосуют 25% населения – такая несправедливость французской системы. Тем не менее, Ле Пен – евродепутат, она прошла на предыдущих выборах в Европарламент, благодаря пропорциональной системе голосования, которая там используется.

ВЗГЛЯД: Марин Ле Пен не раз предрекала крах Евросоюзу. Насколько справедливы эти предсказания?

С.Ф.: Да, Марин Ле Пен выступает против Евросоюза и предрекает ему печальный финал, который, к сожалению, познал Советский Союз. Критика Марин Ле Пен имеет под собой основания, однако альтернативной политики европейской пока не просматривается.

Франция не может выйти из ЕС или НАТО и играть в мире и в Европе независимую, самостоятельную роль. Хотя Франция – пятая или шестая экономика мира, ей не по силам конкурировать с грандами мировой политики и экономики.

Настрой Ле Пен против ЕС не мешает ей быть депутатом Европарламента и критиковать Европарламент. Это нормально, потому что розовые представления о нем даже у нас немножко потускнели. Мы видим, что там тоже очень много проблем и европарламентарии – далеко не замечательные политические оракулы, с которых нужно брать пример.

Проблема даже не в том, какой процент наберет «Национальный фронт» в Европарламенте. Явка крайне низкая, что свидетельствует о непопулярности ЕС, и если в выборах будет участвовать 30% населения, сама идея создания политической Европы будет девальвирована, этого многие боятся в Европе и во Франции в том числе. Количество европессимистов возрастает, и привлекательность идеи единой Европы угасает.

Ле Пен поддерживает Россию, говорит, что нужно восстанавливать традиционные привилегированные связи с нашей страной, которые существовали во времена де Голля. Но старая французская политика развивалась в условиях биполярности, которой сейчас нет. Поэтому успех, которым сопровождалась политика де Голля, балансируя между двумя полюсами – США и СССР, сейчас невозможен.

ВЗГЛЯД: Отец Ле Пен, а также некоторые эксперты даже предрекают ей победу в предстоящих выборах президента Франции...

С.Ф.: Даже если ей удастся оторвать еще какую-то часть правоцентристского электората, что представляется довольно сложной задачей, тем не менее, конкурировать на равных с социалистами или классическими французскими правыми очень тяжело. Три года – недостаточный срок, чтобы переломить ситуацию.

Конечно, если положение не улучшится в экономической сфере, хотя сейчас есть определенный подъем и какие-то обнадеживающие результаты, но все зависит от общеевропейской экономической конъюнктуры, для Марин Ле Пен ситуация станет благоприятнее.

Однако победа на президентских выборах – это фантастический сценарий, возможный теоретически, но вряд ли практически. Все-таки, во-первых, не удастся уйти от образа ультранационалистов. Кроме того, во Франции традиционно сильные позиции занимает левый политический спектр, социалисты и даже крайне левые получают до 10–15%, так что если взять людей, симпатизирующих социалистам и крайне левым, получается уже подавляющая часть электората.

Так что даже в случае выхода во второй тур часть центристов, которая голосует за традиционно правых, может проголосовать и за кандидата левых сил, таким образом, победа правого кандидата исключается. Аналогично, к примеру, борьба на пост градоначальника столицы Франции традиционно развернется между представителями социалистов и «Союза Народного движения», то есть традиционного французского политического истеблишмента.

ВЗГЛЯД: Однако Жан-Мари Ле Пен уже однажды выходил во второй тур на выборах президента...

С.Ф.: Да, в случае с Марин Ле Пен тоже может повториться сценарий, например, 2002 года, когда ее отец Жан-Мари Ле Пен «выбил» социалиста из дальнейшей гонки и прошел во второй тур. Сама Марин Ле Пен была недалеко от подобных результатов, когда она заняла третье место, практически вплотную подойдя к большой двойке – Саркози и Олланда.

Если посмотреть на политическую историю, Марин Ле Пен и ее отец при благоприятных обстоятельствах всегда получают на президентских выборах третье место. Но на парламентских выборах они практически ничего не занимают в силу того, что пока действует мажоритарная система, она затрудняет продвижение кандидатов от «Фронта» во второй тур.

Если во Франции будет частично мажоритарная и частично пропорциональная система, о чем сейчас говорят, тогда результат правых на парламентских выборах может вырасти. Однако в ближайшее время вряд ли начнутся подобные реформы.

В то же время, с учетом того, что в нынешней ситуации 70% французов не доверяют и скептически относятся вообще ко всем партиям и деятелям, такое раздражение и недовольство дают возможность новым фигурам на политической авансцене ярко себя проявить и добиться успеха.

Сортировка:
Восстановление пароля
Регистрация
Вы можете зарегистрироваться через соцсети
Сообщение
Спасибо! Ваша заявка принята.
..............