Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

6 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

4 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.

13 комментариев
16 декабря 2013, 22:30 • В мире

В цветах УПА

Новое правительство Германии будет более пророссийским

В цветах УПА
@ Reuters

Tекст: Станислав Борзяков

Вынужденное и неприятное для Ангелы Меркель объединение в одну коалицию с социал-демократами из СДПГ состоялось. «Черно-красный», как знамя УПА*, политический альянс будет править Германией ближайшие четыре года, и Меркель уже пришлось пойти ради партнеров на огромные уступки. Почему эту коалицию называют «народной» и крайне удачной для России, разбиралась газета ВЗГЛЯД.

В понедельник лидеры ХДС, ХСС и СДПГ (Ангела Меркель, Хорст Зеехофер и Зигмар Габриэль соответственно) поставили свои подписи под коалиционным соглашением, что означает появление в Германии нового правительства. Союз правого блока ХДС-ХСС (ХДС не действует в Баварии – на вотчине ХСС) и левых социал-демократов из СДПГ обычно называют «большой» или «черно-красной» (по партийным цветам) коалицией, однако многие немецкие политологи теперь употребляют еще и термин «народная коалиция». По нескольким причинам.

Пост министра обороны сенсационно получила женщина – 55-летняя мать семерых детей Урсула фон дер Ляйен, которую прочат в преемники Меркель

Первая их них очевидна – это крупнейшие партии Германии, совокупно у них 504 места, всего в Бундестаге в этом сезоне 631 депутат. Уточнение «в этом сезоне» принципиально, так как количество депутатов в ФРГ не постоянно. Причины – в особенностях местного избирательного законодательства. На первый взгляд принцип формирования парламента напоминает тот, что действовал в России в 90-х и первой половине нулевых: смешанная система с одновременным голосованием за партию и одномандатников, избирательный порог в 5%. Отличие в том, что партийную долю парламентских кресел занимают одномандатники-победители. Если таковых больше, чем доля партии согласно списочному голосованию, количество кресел увеличивается. Таким образом, «черно-красная» коалиция обеспечила максимальное представительство народных чаяний в правительстве.

Вторая – личность Меркель. У нее заоблачная популярность и рейтинг более 60%. Что важно, это популярность внеидеологическая и внепартийная. Даже люди, сроду не голосовавшие за ХДС, любят и уважают Меркель, которая стала одним из немногих европейских лидеров, не потерявших свой пост в связи с финансовым кризисом. Именно поэтому ХДС строила свою избирательную кампанию с акцентом на личности канцлера и обещаниях сохранить за ней первый пост. Стратегия оказалась успешной: консервативный блок добился результата в 41,5% голосов, что на 8% больше, чем на прошлых выборах, причем произошло это в условиях повышенной явки. Такого успеха консерваторы не видели уже 20 лет.

Третья причина в том, что «большая коалиция», хотя и состоит из вечных соперников, прежде сумела доказать свою эффективность, проведя Германию через бурю мирового финансового кризиса. Секрет успеха состоял в том числе в сочетании правой экономической политики с социальными гарантиями, которые поддерживали спрос.

Наконец, четвертая причина: содержание коалиционного соглашения, написанного с немецкой основательностью и занимающего 170 страниц текста. Оно во всех смыслах компромиссное. Впрочем, об этом позже.

#{interviewpolit}Выборы сломали наметившийся тренд по падению доли голосов, отданных в пользу двух главных игроков. Значительный рост результатов ХДС-ХСС и незначительный СДПГ произошел на фоне падения популярности третьих партий, одну из которых победитель обычно приглашает в парламент. Левые потеряли 3,3%, «зеленые» – 2,3%, «свободные демократы» (СвДП) – 9,8%, вообще не пройдя в Бундестаг впервые с 1949 года. Это была плохая новость для Меркель, ибо экономические либералы из СвДП являлись традиционным и предпочтительным партнером для ХДС-ХСС.

Обиднее всего, что консерваторы были в шаге от того, чтобы получить более 50% мест в Бундестаге, что избавило бы их от необходимости искать партнеров. Не исключено, что помешало абсолютному доминированию ХДС-ХСС (как, возможно, и прохождению в Бундестаг СвДП) появление новой партии «Альтернатива для Германии», выступающей за выход ФРГ из зоны евро назло Греции и другим небогатым странам. «Альтернатива» в парламент не прошла (4,7%), но часть голосов на себя оттянула (кстати, одним из лидеров новой партии является наша бывшая соотечественница – профессор кафедры теории и истории международных отношений СПбГУ Ирина Смирнова).

В итоге Меркель, несмотря на свой триумф, была поставлена в неудобную ситуацию. Объединение с СДПГ стало для ХДС-ХСС практически безальтернативным (не с левыми же объединяться). Осознав, что консерваторы в сложившейся ситуации будут как никогда сговорчивыми, социал-демократы пошли напролом и выторговали для себя огромные уступки.

Стоит сказать, что в Германии, в отличие от соседней Австрии, создание «большой коалиции» – явление нетипичное. «Черно-красные» правили ФРГ в 1966–1969 и 2005–2009 годах, тогда как в Австрии левые и правые блокируются постоянно с целью не пустить во власть год от года крепнущих радикалов – националистов, ультралевых и евроскептиков. Соуправление в период 2005–2009 вышло для СПДГ провальным. Им досталась роль младшего, понукаемого партнера, и реализовать свои предвыборные обещания социал-демократам не удалось. В результате их ждал тотальный разгром на выборах и затянувшийся внутрипартийный кризис. «Приварка» от последней кампании тоже вышла неубедительная – 2,7%. Однако текущий расклад работает в пользу СДПГ.

Новый лидер социал-демократов, эмоциональный и энергичный политик Зигмар Габриэль учел прежние ошибки. Во-первых, он настоял на том, чтобы создание «большой коалиции» не ограничивалось внутриэлитными договоренностями, а было одобрено рядовыми членами партии (в итоге около 76% из них с помощью почты проголосовали «за», разделив тем самым ответственность). Во-вторых, он проявил себя отличным переговорщиком и включил в коалиционное соглашение множество левых пунктов. В-третьих, выторговал для себя пост министра экономики и энергетики, а это один из ключевых постов на внутреннем рынке. Испугавшись Фукусимы, Германия сейчас реализует стратегию по полному отказу от атомной энергии и переходу на «зеленые» источники. Этим Габриэль займется лично и в случае успеха может значительно нарастить свой рейтинг с прицелом на будущие выборы.

Традиционно в ФРГ лидер партии – «младшего партнера» по коалиции совмещает пост вице-канцлера с должностью министра иностранных дел. Это не обязательное правило. Так, Гидо Вестервелле, потеряв лидерство в СвДП (и, соответственно, пост вице-канцлера) в период между выборами, все равно остался главой немецкой дипломатии. Но Габриэль отказался от МИДа сходу, предпочтя по указанным выше причинам экономику и энергетику.

Что же касается коалиционного договора, можно констатировать, что консерваторы пошли на огромные уступки и в этом личная заслуга Габриэля. Налоги повышать не будут, не планируется и увеличение долговых обязательств, тут Меркель партийные позиции отстоять удалось. Но при этом стараниями левых время воспитания детей начнет засчитываться в трудовой стаж для всех матерей (ранее лишь для тех, кто родил после 1992 года), будет введена минимальная пенсия в 850 евро в месяц (для тех, кто 30 лет платил взносы в систему пенсионного страхования), повысятся государственные вложения в строительство и образование. Удовлетворительное состояние немецкой экономики делает эти дополнительные траты возможными и без увеличения налогового бремени. По крайней мере пока.

Нельзя сказать, чтобы консерваторы особенно сопротивлялись, их программа подразумевала во многом пересекающиеся социальные блага. Но социал-демократам удалось уломать партнеров и по тем вопросам, в которых Меркель долгое время не соглашалась идти на уступки. Так, в Германии установится минимальный уровень оплаты труда в размере 8,50 евро в час. Кроме того, родившимся на территории ФРГ детям мигрантов будет автоматически предоставлено гражданство (ранее они были вынуждены выбирать между немецким подданством и гражданством родной страны до достижения 23-летнего возраста, причем очень многие, не успев должным образом оформить бумаги, теряли немецкий паспорт). Будут введены пошлины за проезд по скоростным автомагистралям (граждан в этом смысле обещано пощадить, но вот иностранцам придется платить по полной). Наконец, в наблюдательных советах компаний появятся «женские квоты» – не менее 30%.

Всего СДПГ получит в кабмине шесть кресел, ХСС отойдут три министерства, а ХДС – пост канцлера, пять министерств и должность главы ведомства канцлера (в ранге министра). Персонально стоит отметить нескольких министров. В первую очередь, Вольфганга Шойбле, сохранившего за собой важнейшее в рамках реализации внутренней политики министерство – финансов. Данная должность была наиболее лакомой для СДПГ, но Меркель отстояла старого соратника, пользующегося в Германии огромным уважением и репутацией тяжеловеса.

Во-вторых, пост министра обороны сенсационно получила женщина – 55-летняя мать семерых детей Урсула фон дер Ляйен. Это еще одна давняя соратница Меркель, ранее возглавлявшая министерство по делам семьи и министерство труда. Должность главы военного ведомства в Германии обычно считается «расстрельной» (слишком многие министры покидали его со скандалом), но если фон дер Ляйен справится, то почти с гарантией станет преемницей Меркель и сразится на выборах 2017 года с Габриэлем. Если, конечно, канцлер не решит пойти на четвертый срок, чтобы сравняться с патриархами германской политики – Гельмутом Колем и Конрадом Аденауэром.

Наконец, МИД возглавит Франк-Вальтер Штайнмайер, который уже руководил немецкой дипломатией при «большой коалиции» 2005–2009 годов, параллельно занимая пост вице-канцлера и председательствуя в СДПГ. Это хорошая новость для России с учетом, насколько важным (и экономически, и политически) является для нас не столько даже общеевропейское, сколько именно немецкое направление. В отличие от Меркель, которая выросла в ГДР и в целом резко негативно оценивает происходящие в России процессы (в этом с ней был солидарен и Вестервелле), Штайнмайер настаивает на минимизации конфликтов с Москвой и «взвешенной, прагматичной политике». То, что в коалиционном соглашении отсутствует указание на «значительные ухудшения в области прав человека в России», – его заслуга. Немаловажен и тот факт, что для Смоленской площади и лично Владимира Путина Штайнмайер – хорошо знакомый, старый и проверенный партнер. Словом, его возвращение в МИД дает двум странам прекрасный шанс на нормализацию отношений.

Но шанс этот может и не быть реализован. В Германии, как и в России, налицо один и тот же тренд, когда внешняя политика по ключевым направлениям полностью формулируется и формируется не в соответствующем ведомстве, а в кабинете первого лица. Учитывая этот тренд и колоссальное влияние Меркель, поле для маневра у Штайнмайера будет минимальное.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............