Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевЗанесите в протокол
Идея упрощенного оформления ДТП вновь начала обсуждаться
В борьбу с пробками на дорогах вступил даже Центральный банк России. Именно его представитель поднял тему оформления ДТП по так называемому европротоколу, что должно привести к сокращению времени оформления мелких дорожно-транспортных происшествий. Однако страховщики предупреждают, что проблема в психологии самих водителей.
Банк России, который выступает регулятором страхового рынка, предложил оформлять ДТП без вызова сотрудника ГИБДД даже в случае, когда у водителей есть разногласия по поводу аварии. Об этом в четверг заявил зампред ЦБ Владимир Чистюхин.
Против этого будут возражать страховые компании. Потому что каждая из них прописывает в полисы КАСКО мелким шрифтом свои уловки, расставляет ловушки для потребителя
Сейчас упрощенный порядок оформления ДТП – так называемый европротокол (оформление ДТП без сотрудника ГАИ) – может использоваться только при соблюдении следующих условий: в аварии не пострадали люди, объем материального ущерба не превышает 25 тысяч рублей, оба водителя не имеют разногласий по происшествию. «Хотелось бы пойти еще дальше – и я думаю, мы будем обсуждать это дополнительно и с депутатами, и со страховым сообществом. Я имею в виду идею, чтобы упрощенный порядок рассмотрения ДТП осуществлялся бы и в том случае, когда есть две машины, нет вреда для жизни и здоровья людей, но одновременно с этим есть разногласия водителей по поводу совершенной аварии», – сказал Чистюхин.
Такое расширение возможностей европротокола, по мнению замглавы ЦБ, должно значительно сократить количество пробок. «Я уверен, что многочасовое стояние в пробках обходится всем нам – и обществу, и экономике – намного дороже, чем возможное повышение случаев мошенничества в связи с введением такой процедуры и, как реакция на это, возможным повышением реальной стоимости ОСАГО для владельца. Если спросить любого автовладельца, что лучше: купить страховку дороже на 500 рублей или простоять каждую субботу два часа в пробке? Я думаю, дополнительная оплата 500 рублей победит», – добавил он.
Предложение ЦБ будет рассматриваться во втором чтении поправок в закон об ОСАГО, которые, помимо прочего, предусматривают увеличение в два раза – до 50 тысяч рублей – лимита выплат по ОСАГО по европротоколу. Законопроект также говорит о проведении эксперимента в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и Ленобласти по введению так называемого безлимитного европротокола – повышение лимитов выплат на уровне общего планируемого лимита выплат по ОСАГО (400 тысяч рублей) при условии видео- и фотофиксации.
А пока европротоколом, по данным Российского союза автостраховщиков (РСА), пользуются всего 9% водителей, попавших в ДТП, потому что многие не уверены, что 25 тысяч рублей хватит на ремонт.
Первый зампред думского комитета по конституционному законодательству Вячеслав Лысаков (ОНФ, фракция «Единая Россия») заявил газете ВЗГЛЯД, что еще два года назад на правительственной комиссии по безопасности дорожного движения он первым высказал идею о европротоколе, тогда же ее поддержал первый вице-премьер Игорь Шувалов.
«Идея заключалась в том, что если в случае ДТП есть пострадавшие, то вызывается ГАИ, а если пострадало только «железо», то это вопросы гражданско-правовых отношений: водителей и страховых компаний. Государство в лице ГАИ не должно иметь к этому никакого отношения! Зачем из-за двух царапин перекрывать дорогу, ожидая несколько часов сотрудников ГАИ, чтобы составить протокол? Пробки появляются в плохую погоду, в смену сезонов, когда происходят тысячи мелких ДТП и все дороги просто закупорены», – рассказал Лысаков.
- Зарабатывавших на фальшивых ДТП аферистов задержали в Москве
- Система страхования может подвергнуться реформе
- Страховщики предупреждают о возможном крахе системы ОСАГО
- Выплату при самостоятельном оформлении ДТП могут увеличить
- Программа по безопасности дорожного движения сокращена
Он напомнил, что также предлагал сделать безлимитной планку ущерба и вообще не вызывать гаишников, если нет пострадавших. «Эта идея была поддержана, фактически принято решение о введении на территории Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга и Ленинградской области этой системы. Правда, потолок ущерба установили в 400 тысяч рублей», – добавил депутат.
Однако, подчеркнул Лысаков, предложение Банка России упирается в систему страховых полисов КАСКО. «Если у человека есть ОСАГО, то он и сейчас может покинуть место ДТП, не вызывая ГАИ. Двое участников ДТП составляют европротокол, рисуют схему, все подписывают и передают информацию страховой компании, и она сама определяет виновника. Но если у одного из участников ДТП полис КАСКО, то он не имеет права покинуть место ДТП. Поэтому надо прежде всего унифицировать полисы КАСКО, и тогда вся эта конструкция заработает. Пока этого не сделано, все это благие пожелания, в том числе зампреда ЦБ», – уверен Лысаков.
Он добавил, что если в поправках ЦБ будет говориться об обязанности страховых компаний переформатировать свои полисы в единую форму, «тогда все получится». «Против этого будут возражать страховые компании. Потому что каждая из них прописывает в полисы КАСКО мелким шрифтом свои уловки, расставляет ловушки для потребителя. А когда есть единая форма, все унифицировано и понятно, то такая возможность исчезает», – полагает он.
Заместитель генерального директора страховой компании «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов надеется, что «в ходе обсуждения заявления Чистюхина родится истина».
«Я видел такую цитату из отчета о конференции: «Когда водители не могут прийти к согласию о том, кто из них виновен в ДТП». Для европротокола необходимо другое: чтобы оба участника были согласны касательно обстоятельств дела, то есть оба поставили подписи под совместно нарисованной схемой ДТП. А кто виноват – установят страховые компании на основании схемы ДТП. Главное, чтобы они одинаково воспроизвели это ДТП в протоколе. Пусть они спорят о том, кто виноват. Главное, что они одинаково описывают обстоятельства. Разногласия относительно обстоятельств и разногласия относительно чьей-то вины – не одно и то же», – сказал Иванов газете ВЗГЛЯД.
Он подчеркнул также, что нынешний лимит выплаты по европротоколу долгое время был даже выше средней выплаты по полисам ОСАГО. «Люди, к сожалению, крайне редко пользуются европротоколом, потому что не верят в европротокол в принципе. Вне зависимости от того, что мы будем менять, к сожалению, автовладельцы не доверяют ни страховым компаниям, ни ГИБДД – никому! Они хотят стоять и ждать, когда все это будет зафиксировано. Тут вопрос не в суммах. Мы увеличим этот лимит, и не факт, что люди будут разъезжаться спокойно, оформив европротокол. Они будут бояться, что они не так заполнили, не так нарисовали схему и им не заплатят. Тут вопрос в психологии и в степени доверия ко всей этой системе», – уверен Игорь Иванов.
В свою очередь лидер Федерации автомобилистов России Сергей Канаев назвал инициативу Банка России полезной и своевременной. «Мировой опыт показывает, что все можно организовать. Только нужно скорректировать 12-ю главу КоАП, где сказано, что за покидание места ДТП человек лишается права управления транспортным средством на полтора года. Здесь нужно очень четко обговорить, что является покиданием места ДТП. Если водители расписались друг у друга, то это уже попадает под эту статью как минимум. То, что в спорных моментах водители должны все-таки освобождать проезжую часть и двигаться в пункт ГИБДД, – я считаю это абсолютно нормальным», – сказал Канаев газете ВЗГЛЯД.
При этом он признает, что изменения быстро не заработают, но это «шаг в правильном направлении», возражений со стороны страховщиков не будет. «Имея единую базу данных ДТП и своих клиентов, они вполне могут сделать так, чтобы не было мошенничества и чтобы все работало. Если у страховых компаний есть с этим проблемы, то они должны двигаться в направлении, указанном Центробанком», – полагает эксперт.
Канаев отметил, что упрощенный порядок оформления ДТП водителями без участия полицейских существует в США с 30-х годов прошлого века. «Никаких проблем там нет. Когда эту норму ввели, то сразу стало очевидно, насколько снижаются пробки. То есть это было сделано, чтобы облегчить людям оформление ДТП и чтобы разгрузить дорожную сеть», – отметил Канаев.