Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
8 комментариев«Искажение правового поля»
Бизнесмена Тимченко в США заподозрили в отмывании денег
По мнению прокуратуры Восточного округа Нью-Йорка, нефтетрейдер Gunvor, до недавнего времени принадлежавший российскому бизнесмену Геннадию Тимченко, мог участвовать в сомнительных и даже коррупционных сделках и отмывать полученные деньги через американские финансовые институты. В США начато соответствующее расследование, передают местные СМИ. В России видят другую подоплеку этих событий.
«Через финансовую систему США»
Мы просто размываем правовое поле и те правила игры, которые были даже во время торговых войн
Прокуратура Восточного округа Нью-Йорка начала проверку компании Gunvor Group на предмет незаконных сделок. О начале расследования сообщает Wall Street Journal.
Со ссылкой на свои источники издание пишет, что бывшего владельца Gunvor Геннадия Тимченко заподозрили в отмывании денег. И американские правоохранители (расследованию также оказывает содействие минюст США – прим. ВЗГЛЯД) собираются выяснить, «переводил ли Геннадий Тимченко денежные средства, связанные с предположительно коррупционными сделками в России, через финансовую систему США», передает «Интерфакс».
Прокуратуру, в частности, заинтересовали сделки, в рамках которых принадлежавшая Тимченко швейцарская трейдинговая компания Gunvor Group якобы по заниженной цене покупала нефть у Роснефти и затем продавала ее третьим лицам.
Сообщается также, что все подозрительные денежные переводы были осуществлены еще до введения санкций США в отношении России и некоторых высокопоставленных россиян, включая и самого Тимченко. И эти транши могут быть признаны незаконными, если будет доказано, что деньги были получены в результате противоправных действий, добавляет ТАСС.
Уголовное расследование в отношении российского бизнесмена было открыто в рамках начатой минюстом США еще в 2010 году «Инициативы по возвращению похищенных активов» (Kleptocracy Asset Recovery Initiative), в свою очередь отмечает «Коммерсант». Однако до сих пор фигурантами подобных расследований становились лишь предприниматели и чиновники из стран Африки и Ближнего Востока. Во всяком случае, дело против Геннадия Тимченко обещает стать первым, в котором обвинения будут предъявлены фигурантам из России.
В публикации Wall Street Journal указывается, что Геннадий Тимченко отказался от комментариев по этому поводу. В Gunvor Group в свою очередь заявили, что компанию никто не извещал о каком-либо расследовании в ее отношении. Кроме того, она уже два года не закупает сырье у Роснефти.
В заявлении на сайте Gunvor говорится, что компания «оказалась в политической перестрелке». «Любые утверждения о нарушениях в отношении нашей торговой деятельности являются необоснованными и полностью ложными», – добавили там.
При этом в Gunvor рассказали, что в 2011 году одна из дочерних структур Gunvor – Castor Americas – действительно получала повестку из прокуратуры Нью-Йорка. С тех пор надзорные органы США ни с кем из компании не связывались.
В Gunvor акцентировали внимание на том, что деятельность компании в США была и остается абсолютно прозрачной: «Хотя Gunvor не получала никаких повесток или запросов, мы активно и добровольно предоставляли полную информацию о компании, в том числе списки акционеров, корпоративной структуре и даже детали всех сделок», – отметили там.
Ранее сам Тимченко заявлял, что спецслужбы США готовят против него провокации. Подробности представитель Тимченко отказывался пояснить «по соображениям безопасности», отмечает РИА «Новости».
«Одна сплошная Псаки»
- Власти США заподозрили Тимченко в отмывании денег через Gunvor
- Европа сделала первый шаг к конфискации активов российских предпринимателей
- Тимченко: Санкции Запада могут серьезно ускорить сотрудничество России и КНР
- Бизнесмен Тимченко описал жизнь под американскими санкциями
- В суд Евросоюза поданы первые три иска от пострадавших из-за санкций против России
По мнению политолога, профессора Высшей школы экономики Олега Матвейчева, серьезно обсуждать подозрения американцев, которые нередко что-нибудь путают и не трудятся проверить информацию, сложно.
«Вся американская система – это одна сплошная Псаки (пресс-секретарь Госдепартамента США Джен Псаки – прим. ВЗГЛЯД), которая находит море возле Белоруссии или Ростовскую область возле Киева. Уровень их аналитики и вообще подходов ко всему оставляет ощущение, что люди просто читают какой-нибудь сайт Навального или какие-то газеты, все это докладывается в Госдепартамент и другие ведомства, а потом на основе этого принимаются решения», – поделился политолог с газетой ВЗГЛЯД.
Матвейчев предположил, что эта тема могла пойти от какого-нибудь журналиста в России, работающего, возможно, на американские же гранты и пользующегося тем, что в России свобода слова.
«То, что у нас порой пишут о том, что «кругом коррупция», «кремлевские воры разворовали полстраны», «дружки Путина», «кооператив «Озеро» – за подобную риторику едва ли не в любой стране мира давно бы уже журналистам пришлось ответить, – уверен политолог. – Взять ту же Америку. Представьте публикации: «белодомовские воры», «чикагский кооператив Обамы» и т. д. Сразу же такой журналист был бы засажен за решетку у них, в стране юристов, поэтому, когда они пишут что-то о своих деятелях, они всегда очень фильтруют информацию».
И даже если расследование в отношении Тимченко будет продолжено, считает Матвейчев, следователи ничего не найдут.
Политолог высказал мнение, что Тимченко ничего не отмывал, потому что «ему даже незачем это было делать, у него и так все хорошо, его структура Gunvor продавала нефть, получала за это деньги, и незачем было еще что-то отмывать».
Претензии к бизнесмену Матвейчев связал с давлением США на Россию из-за украинских событий. Также он предположил, что американцы будут продолжать «трубить вокруг Тимченко», поддерживать шумиху, «может быть, даже вызывать каких-то свидетелей», чтобы в очередной раз дискредитировать Россию.
В свою очередь директор Центра политической информации, политолог Алексей Мухин в разговоре с газетой ВЗГЛЯД высказал удивление даже тем, что в принципе обсуждают подозрения в отношении Тимченко, притом что, кроме подозрений прокуроров Нью-Йорка, ничего больше нет: «Ни обвинение не сформулировано, ни доказательств никаких не представлено, а мы уже обсуждаем. По-моему, здесь пахнет нанесением морального и материального ущерба в особо тяжкой и циничной форме. А в целом речь идет о беспрецедентном, наглом и совершенно незаконном давлении на нашу страну, которое оказывается стороной, чувствующей свою полную безнаказанность. И это, конечно, вызывает сожаление. Карму себе коммерческую американцы этим уже точно испортили», – сказал он.
В свою очередь и вице-президент организации «Деловая Россия» Николай Остарков высказал газете ВЗГЛЯД мнение относительно «точечных санкций» США в отношении некоторых бизнесменов.
«Я считаю, что такое избирательное применение санкций искажает правовое поле, – сказал он. – Понятно, когда применяются какие-то санкции системного характера. Нам, грубо говоря, навредили по стали, мы ответили по углю. Идет как бы торговая война и т. д. В данном же случае речь идет о каком-то ноу-хау, санкции уже не отраслевые, а избирательные и личностные. Это ново для международного права, и это вызывает удивление. Кроме того, понятно, что на эти новации последуют другие новации... Мы просто размываем правовое поле и те правила игры, которые были даже во время торговых войн, а они были».
Санкции
Напомним, Геннадий Тимченко стал одним из первых российских бизнесменов, в отношении которого власти США еще в марте этого года на фоне обострения ситуации на Украине ввели экономические санкции. Его наказывали как «лицо, приближенное к президенту России Владимиру Путину».
Чуть позже, в конце апреля, под санкции также попали компании, контролируемые этим бизнесменом. Сейчас Геннадий Тимченко является основным акционером Volga Group – одной из крупнейших частных инвестиционных групп в России, владеющей пакетами акций в 18 компаниях, работающих на российском и международных рынках.
До этого он также владел четвертым по величине в мире нефтяным трейдером Gunvor, но продал свою долю в компании (ему принадлежал пакет из 44% акций) своему партнеру Торбьерну Торнквисту незадолго до того, как попал в санкционные списки. Gunvor Group была основана в 2000 году Геннадием Тимченко и шведом Торбьерном Торнквистом.
Геннадия Тимченко иногда называют в прессе среди ряда других бизнесменов, к которым также были применены санкции властями США и Евросоюза, другом Владимира Путина. И именно на этом основании на этих предпринимателей оказывается давление. Никаких претензий, пусть даже формальных, на нарушение их компаниями каких-то законов или правил при этом даже не приводится.
В августе Тимченко откровенно рассказывал ИТАР-ТАСС о «жизни под американскими санкциями». По его словам, «определенный дискомфорт есть». В частности, он рассказывал об ограничении на передвижение, необходимости продажи ряда активов и проблемах с переводом средств за операцию жены.
О последней истории говорил даже президент России Владимир Путин. Во время прямой линии с россиянами 17 апреля этого года он рассказал: «Жена Тимченко сделала операцию и не могла заплатить за нее, потому что была заблокирована карточка. Если их наказывают за то, что они радуются присоединению Крыма к России – значит, да, их есть за что наказывать», – говорил президент. При этом, по его словам, ни к событиям на Украине, ни в Крыму, из-за чего началась волна экономических санкций, эти бизнесмены никакого отношения не имеют.
В мае Владимир Путин еще более ярко отреагировал на давление в отношении людей, которых в США считают членами близкого круга президента России: «Я бы на их месте давно подал в суд, потому что они не имеют отношения к событиям на Украине и в Крыму. И выбрали, как специально, двух евреев и одного хохла. Издеваются», – отмечал он.
При этом сами фигуранты черного списка властей США объясняли свое нежелание подавать в суд неверием в американскую правовую систему.